Первое из них не заставило себя долго ждать – 22 августа лидер отправили под Одессу, где он должен был поддержать огнем своих орудий войска, оборонявшие город от наступавших немецких и румынских дивизий.
Стрельба главным калибром у селения Дофиновка была результативной – артиллеристы "Ташкента" заставили фашистов отступить. А на следующий день им удалось, помимо прочего, подавить батарею противника, которая сама открыла огонь по кораблю. После полудня лидер отправился обратно в Севастополь, чтобы заняться конвоированием транспортных судов, перевозящих пополнение и боеприпасы в осажденный город.
Тридцатого августа, когда "Ташкент" вновь обстреливал позиции врага под Одессой, его атаковали три немецких бомбардировщика. В это время корабль маневрировал на малом ходу и был достаточно легкой целью. Несмотря на это, лидер избежал прямого попадания, однако сила удара от разорвавшейся рядом бомбы все же нанесла значительный урон.
По правому борту в корме образовалась пробоина диаметром почти восемь метров, оказались затоплены некоторые помещения корабля. Кроме того, в стальном борту в районе полубака обнаружили поперечные складки, грозившие надломом корпуса судна. Во время взрыва погибли два человека, семеро были ранены, а один – пропал без вести. К счастью, последнего вскоре нашли: краснофлотца Лаушкина выбросило в море, где его вскоре подобрали моряки сторожевого катера.
Повреждения "Ташкента" оказались настолько серьезными, что его решили чинить в Севастополе, а не в Одессе. 31 августа он своим ходом вместе с кораблями охранения вернулся на главную базу, где и встал на длительный ремонт.
В мирное время на него ушло бы несколько месяцев, но усилиями рабочих Морского завода и помогавших им членов экипажа все было сделано к середине октября. В эти же дни удалось заметно улучшить защиту корабля от самолетов противника.
Все дело в том, что имевшиеся на "Ташкенте" 37-миллиметровые зенитные автоматы не могли поражать цели, летящие на высоте более 2,5 тысячи метров, да и не всегда эффективно боролись с самолетами даже на низких высотах. Решением этой проблемы оказалась 76,2-миллиметровая двухорудийная зенитная установка, изначально предназначавшаяся для строящегося эсминца "Огневой".
Артиллеристам "Ташкента", которые заметили ее смонтированной на корпусе будущего судна, "выбили" ее для себя и установили на корме лидера. Моряки прозвали новое орудие "башней смеха" – во время проверки ее механизмов многие из них не упустили возможность прокатиться на вращающейся вокруг своей оси башне, как на карусели. Все-таки война юмору не помеха.
Первого ноября 1941 года "Ташкент", как и ряд других кораблей флота, из Севастополя перебазировался в порты кавказского побережья – сначала в Поти, а затем в Батуми, где их не могла достать германская авиация. Лидеру теперь предстояло сыграть важную роль в обороне Крыма, в который уже прорвались захватчики.
Полуостров в огне
Отныне главными боевыми задачами для "Ташкента" стали перевозки военных грузов и солдат для осажденного Севастополя, конвоирование транспортных судов, огневая поддержка гарнизона, а также эвакуация раненых бойцов и жителей города на Большую землю. Лишь иногда ему выпадало участвовать в операциях другого рода.
Так, в конце ноября лидер и эсминцы "Способный" и "Сообразительный" сопровождали к Босфору три танкера и ледокол, которые отправлялись на Дальний Восток. Этот поход проходил в исключительно трудных условиях десятибалльного шторма.
Шестого января 1942-го "Ташкент" во главе группы других кораблей должен был высадить в Евпатории второй эшелон десанта. Однако на месте выяснилось, что штурм порта с моря, начавшийся еще накануне, закончился неудачно – город находился под контролем оккупантов.
После артиллерийской дуэли с выехавшими на причал немецкими танками и нескольких попыток связаться с еще находившимися в Евпатории советскими бойцами капитан Ерошенко принял решение возвращаться.
Обстреливал "Ташкент" позиции врага не только под Севастополем, но и в районе Феодосии – там в помощи лидера нуждались войска, защищавшие восток Крыма.
Именно в этот период проявили себя его отличные мореходные качества: благодаря своей высокой скорости, превышающей 40 узлов, из всех крупных кораблей Черноморского флота только "Ташкент" мог в темное время суток преодолеть маршрут из Новороссийска, где он тогда базировался, до берегов Крыма, выполнить поставленные задачи и к утру вернуться обратно.
Девятнадцатого июня немцы все-таки прорвались к северному берегу Севастопольской бухты и фактически заблокировали вход в нее. По этой же причине командование приняло решение использовать для доставки пополнений гарнизону города только быстроходные корабли. Теперь "Ташкент" разгружался и принимал на борт людей в небольшой Камышовой бухте.
Героические четыре часа
В свой последний боевой поход лидер вышел из Новороссийска 26 июня 1942 года в 15.00. На нем, помимо команды, находилось около тысячи бойцов стрелковой бригады, а также четыре полевых орудия, 700 винтовок и 48 тонн боеприпасов, продовольствия и медикаментов.
Был на "Ташкенте" и особый гость – знаменитый писатель Евгений Петров. Соавтор Ильи Ильфа – к тому времени он стал фронтовым корреспондентом – специально приехал из столицы, чтобы своими глазами увидеть жизнь Севастополя в те дни.
В июле, уже после гибели Петрова в авиакатастрофе "Красная звезда" опубликует неоконченный очерк, в котором от так описал тот поход: "Лидер "Ташкент" совершил операцию, которая войдет в учебники военно-морского дела как образец дерзкого прорыва блокады… Она (эта операция – Прим. ред.) навеки войдет в народную память о славных защитниках Севастополя, как один из удивительных примеров воинской доблести, величия и красоты человеческого духа".
"Ташкент" во время перехода атаковали авиация противника и итальянские торпедные катера, но, несмотря ни на что, ему удалось достичь Камышовой бухты. Здесь на его борт поднялись свыше двух тысяч эвакуируемых мирных жителей и раненых солдат – это было намного больше, чем мог за раз вывести лидер. Но так пришлось поступить из-за того, что эсминец "Безупречный", который должен был забрать часть людей, потопили на подходе к Крыму.
На лидер также доставили уникальный груз – остатки полотна панорамы Франца Рубо "Оборона Севастополя 1854-55 годов". Здание, где она хранилась, в тот день разбомбили, а все, что оттуда успели вынести и спасти, передали в руки моряков "Ташкента".
Поздней ночью 27 июня корабль покинул место стоянки. А уже на рассвете его атаковали немецкие бомбардировщики. За почти четыре часа 86 самолетов сбросили на "Ташкент" 336 бомб. Благодаря умелому маневрированию, капитану Ерошенко удалось предотвратить прямые попадания в корпус, но, тем не менее, близкие взрывы у борта все же нанесли заметный ущерб. Оказался поврежден руль, несколько помещений были затоплены, а поступление воды из пробоины в первое котельное отделение чуть было не привело к гибели "Ташкента". Но матросы Удовенко, Ананьев, Крайнюков и Милов, находившиеся там, не дали котлу взорваться. Трое из них заплатили за это своими жизнями.
Корабль принял более 1 700 тонн воды, а еще 200 пришлось залить уже самой команде, чтобы выровнять дифферент на нос. На борту лидера погибло около 60 человек, многие оказались ранены. Но "Ташкент" не сдавался и продолжал сражаться!
Ближе к девяти часам утра на помощь лидеру с кавказских баз прилетели бомбардировщики Пе-2, а затем истребители, отогнавшие немецких пилотов. Вскоре на место прибыли эсминцы, торпедные катера и другие суда.
Большую часть эвакуированных севастопольцев и раненых бойцов перевели на эсминец "Сообразительный", а "Ташкент" взяли на буксир и доставили в Новороссийск.
Уже здесь 29 июня героический корабль посетил высокий гость – командующий Кавказский фронтом маршал Семен Буденный. Он сердечно поблагодарил мужественных членов экипажа за их беспримерный подвиг и сказал, что будет ходатайствовать перед наркомом ВМФ о присвоении "Ташкенту" гвардейского звания.
Комментарии 9