Родился Костя Заслонов 7 января 1910 года в городе Осташкове Калининской области. Его родители были простыми бедными людьми. Уже в восемь лет Косте пришлось начать работать – он пас скот, был подмастерьем у сапожника.
Но Костя был упорным и трудолюбивым мальчиком, интересовался механизмами и разными деталями. Это пригодилось ему в будущем. В 1932 году он поступил в Ленинградский институт путей сообщения, но всего через год ему пришлось пойти работать вначале на Уссурийской железной дороге, а потом в Новосибирске в паровозном депо. Затем была работа в Рославле. Именно там и прозвали Заслонова Заслонычем и дядей Костей. Так его называли даже старые рабочие.
Заслонов был очень грамотным инженером и специалистом, поэтому его назначили начальником паровозного депо в Орше. Это было самое большое паровозное депо в Белоруссии.
Когда началась Великая Отечественная война, Константина Заслонова, как опытного специалиста, в котором остро нуждалась страна, отозвали в Москву. Но он не смог оставаться в тылу и попросил помочь ему организовать партизанский отряд и разрешить вернуться в Оршу. Такое разрешение в итоге было получено.
С группой партизан Заслонов перешёл линию фронта и стал продвигаться к Орше. Путь был очень сложным – практически везде были немецкие гарнизоны, партизаны испытывали значительную нужду в продовольствии.
Тогда Заслонов решил спрятать оружие и всем пробираться в Оршу поодиночке, чтобы попытаться устроиться там на работу.
Прибыв в Оршу, Константин явился к немцам и, воспользовавшись тем, что нужных специалистов не хватало, а Берлин требовал организовать регулярную отправку грузов для фронта, устроился в Оршанское депо начальником русских паровозных бригад. Помимо этого он получил право брать на работу других людей.
Именно тогда Константин Заслонов и организовал «угольную войну» при помощи специальных «угольных мин». Всего за три месяца Заслонов и его подпольщики отправили под откос 100 поездов, взорвали 93 паровоза, сотни вагонов и цистерн. Угольные мины было очень сложно находить. Их подбрасывали в уголь, который использовался паровозом. Такая мина с виду ничем не отличалась от обычного угля – взрывчатка обклеивалась угольной пылью и была точь-в-точь, как кусок антрацита. Попадая в топку, угольная мина срабатывала и взрывала паровоз. Если машинисты были подпольщиками, они старались до взрыва выпрыгнуть из паровоза, но иногда и шли на смерть, если не было другого выхода.
Немцы были в бешенстве от того, что кто-то безнаказанно уничтожает их паровозы и поезда. В Орше начались аресты. Заслонов понимал, что его вот-вот может схватить гестапо – немецкая тайная полиция, поэтому в начале марта 1942 года ушёл из Орши, не дожидаясь ареста, и создал партизанский отряд. Вплоть до осени 1942 года отряд, постепенно разросшийся до партизанской бригады, вёл активные бои с фашистами в районе Витебска, Орши и Смоленска. Было уничтожено много оккупантов и немецкой техники. В октябре 1942 года талантливый партизанский командир дядя Костя стал руководить всеми партизанами в Оршанской зоне.
Фашисты охотились за Константином Заслоновым. 14 ноября 1942 года немцы и отряды РННА (Русской национальной народной армии – так называемые «народники») начали наступление на партизан. Партизанские разведчики поймали в 10 километрах от деревни Куповать одного из членов РННА. От него и узнали, что на Куповать, которая считалась партизанской столицей, наступает три батальона по 500 человек в каждом.
Комментарии 3