Краткая
история церкви села Рыла.
Село
Рыло/Новоклязьминское/ находится в Ивановской области в 20 км от
районного центра-города Южа.Село Рыло основано где-то в середине
17-го века в километре от реки Клязьмы на песчаной возвышености ,где Ярополческий бор подходит к пойме реки.На запад и на юг от села простираются пойменные озера, луга и пастбища;а на север и восток на десятки километров простираются сосновые еса,перемежающиеся с болотами и озерами.Рядом находится озеро-старица Нефро,где тысячи лет назад протекала река Клязьма.Название села "Рыло" произошло от глаголов рыть","вырывать";а вообще древнерусское слово "рыло" означает "лопата".Расчистка территории для поселения и выкорчевывание сосновых пней занятие очень трудоемкое,поэтому ,наверно, и название "Рыло " появилось.А в 1720 году,когда в Рыле было 12 дворов,-жители построили деревянную церковь в честь
Рождества Христова;а при ней придел-во имя Св.Николая Чудотворца.В церковь был назначен по священник /по информации краеведа Николая Фролова/ Иван Алексеев.Место было глухое; и отцу Иоанну приходилось терпеть много скорбей от ревнителей старого обряда и разбойников,обитавших в окрестных лесах.Один раз в 1724 году разбойники отобрали у него даже семенное зерно.Жизнь он окончил в Введенском монастыре города Вязники,а похоронен был в селе Рыле около храма.Статья в газете Николая Фролова: http://vyazniki.ru/2014/12/14/print:page,1,khotite_v_rylo_pozhalujjsta.html Построенная в 1720 г.деревянная церковь около 1780-х годов сгорела,а вместо неё вновь была построена деревянная церковь,приобретенная в Егорьеве/за Вазалью/ в 1784 году.;в ней был только один придел.. Настоятелем храма служил иерей Петр
Матвеев,а диаконом в последний период служения его сын Никифор Матвеев.В те времена должности при церкви часто передавались по
наследству:сыну или зятю.С 1783 по 1796 годы Никифор Матвеев был
священником,а диаконом служил с 1783 по 1808 Иван Иванов.Но сын отца Никифора- Яков,вероятно за какие-то провинности,был забран на
военную службу.В храм был назначен священником выпускник
Владимирской семинарии Алексей Иванов.При нем в 1799г
была построена теплая деревянная церковь в честь Казанской иконы
Божией Матери.Но в 1805 году за невоздержную жизнь отец Алексей
был переведен простым причетником во Владимир.Настоятелем был
назначен выпускник Владимирской семинарии диаконов сын Андрей
Петров,рукоположенный епископом Владимирским Ксенофонтом.,
примерно в возрасте 28 лет.Это был способный и деятельный священник,положивший начало новой преемственности настоятелей церкви.При нем в 1823 году вместо деревянных церквей в селе Рыле была начата постройка каменного храма;трапеза была отстроена и освящена в 1825 году,а главный храм только в 1838 году.Престолов в этом храме было два:главный-в честь Рождества Христова,в
трапезе теплой- в честь Казанской иконы Божией Матери.Диаконом.с
1808 по 1830-е годы служил выпускник Владимирской семинарии Яков
Беляев.Утварью, иконами,книгами церковь была снабжена
достаточно.Из ценного было напрестольное Евангелие 1668г и
Казанская икона Богородицы,писанной в 1710 году.По штату был
также положен псаломщик. и на содержание клира полагалось 700
рублей в год.В 1834 году настоятелем в церкви был назначен иерей Иосиф Капацинский,взявший в жены дочь отца Андрея Петрова-
Татьяну.Рукоположен он в священника был в возрасте около 28 лет.
Отец Иосиф достроил храм и служил настоятелем с 1834 по 1866 год.С 1830-х по 1858 годы диаконом служил Стефан Козмин,до этого
исполнявший должность дьячка.,а 1814 году закончивший
духовное училище.А после него в период с 1858 года по 1880-е диаконом служил Николай Смирнов.С 1867 года по 1897 год настоятелем храма был иерей Алексей Емельянов Сергиевский,закончивший семинарию в 1864 году и служивший законоучителем.Он женился на дочери отца Иосифа Капацинского Вере Иосифовой.Был удостоин благодарности
от епископа Антония за изыскание средств на постройку при-
ходского училища.Был рукоположен во священника в возрасте около
26 лет.После него священником села Рыла стал его сын Михаил,
родившийся в 1871 году,. и закончивший духовную семинарию в 1874
году.В 1897 он был рукоположен во священника архиепископом
Владимирским и Суздальским Сергием.Женат на дочери священника
Анне Петровой.У них было пятеро детей:три сына и две дочери.За труды по устройству теплого храма был удостоин наград от
епископа Николая и благодарности от имени прихожан поднесением
иконы св..Казанской иконы Божией Матери.С 1880-х по 1908 диаконом
в церкви служил Петр Рождественский.Сын Николай,обучавшийся в
духовной академии,-организовал Союз безбожников в пос.Мстёра.
в 1925 году.Умер отец Михаил в 1922 году.После него с 1922 года по
1929 год священником служил отец Владимир Воскресенский-уроже
нец села Барское-Татарово.Был женат на дочери отца Михаила –Юлии; и они имели трех детей:сына Михаила,дочь Марию
и сына Николая.Отец Владимир был арестован в 1929 году и незаконно осужден на 10 лет Концлагерей.Отбывал
наказание на Соловках и на строительстве Беломоро-Балтийского
канала.Связь с ним потеряли в 1938 году .Реабелитирован в
1999 году.Во время ареста ему было всего 32 года.Диаконом в этот
период с 1908 года по 1929 год служил Александр Флоринский ,родившийся в 1881 году.Он закончил семинарию в 1894 году и служил законоучителем в школе;а в 1908 году был рукоположен в диакона.. Был также незаконно осужден и приговорен в 8 годам концлагерей.Дальнейшая судьба не известна.Реабелитирован в 1989 году.Псаломщиком в храме служил Николай Попов,внесший
пожертвование на церковь,. и удостоенный Благословения от Епископа.Николая.Был также незаконно репрессирован староста храма Вахрамеев Алексей Павлович,отдавший служению 20 лет, в
последствии реабилитированный.Последняя служба в храме была 6 апреля 1929 года на Пасху,а потом храм был разгромлен комсомольцами. Вот как вспоминает жительница с.Новоклязьминское
Мария Яковлевна Евдокимова,1915г.р.: «Последняя служба в церкви
была на Пасху, 6 апреля 1929г. Шла вечерняя служба, было много народа и детей, среди которых была и я. Служба началась вечером, а
ночью о..Владимира взяли, сослали на Соловки. Утром на Пасху на церкви повесили замок, и службы больше уже не было. Было
много икон, их разбивали и жгли, некоторыми жителями были унесены домой. В храме стояло распятие Христа, высотой 2–2,5 метра. Его разломали и сожгли. Активно участвовали в разрушении омсомольцы,
их было много. Били палками стекла,разбивали образа. Женщины просили их не трогать, но их отгоняли. С образованием колхоза в
1930г. в церкви был устроен склад".На допросе о.Владимир сказал:
"Служба в церкви не является пропагандой против власти, а наоборот
направлена на гуманизм прихожан ко всему происходящему".На предложение тказаться от службы в церкви ответил: "Мой отказ будет равносилен предательству прихожан церкви, которые мне верили".А в 1928 году произошло знаменательное событие:Сторож храма Анисим Куравин ночью увидел сияние в храме,хотя все было закрыто.Днем была обнаружена трещина у алтаря,;и когда начали делать ремонт,то обнаружили под полом гроб с нетленными
останками священнослужителя, в облачении и с кадилом.Приехали
работники НКВД с Вязников и составили протокол о нахождении тела.
.Нетленное тело источало сильный цветочный аромат.Оно было захо-
ронено на старом кладбище,а люди часто ходили на могилу
помолиться и попросить помощи в болезнях.Точное место захоронения сейчас утеряно.Сейчас поставлен крест в районе захоронения.Очень возможно,что это нетленное тело принадлежит первому священнику села Рыла Иоанну Алексееву,который также много страдал от разбойников,похожих на комсомольцев.А обретение нетленных останков чудесным образом было дано для укрепления Веры перед гонениями на Церковь.В 1916 году к приходу было приписано 359 дворов/1038 душ м.п и1143 д.ж.п.4 двора духовных/11 д.м.п и 12 д.ж.п/.Приход состоял из села Рыла и деревень:Глушицы,Пустынь,Мальцево,Таковец,Павлицы,
Брюховая,Косиково,Растовицы.Земли при при церкви 928 кв.сажен,
Пахотной 17 десятин,неудобной 33 дес.,сенокосной 8 дес.,и лесу 6 дес.В земской народной школе в 1897 году было 87 учащихся.До 1996 года в церкви был колхозный склад.А дальше начинается
Новый период истории храма.
Источники
информации;Материалы краеведа Николая Фролова.
Книга Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви
20 века.Издатель.ПСТБУ.
Информация раеведа Владимира Цыплева.
Архивная справка «Государственного архива Владимирской области».
Копии Клировых ведомостей и Ревизских Сказок из «Государственного
архива Владимирской области»
Книга«Историко-статистическое описание церквей и приходов
Владимирской пархии».
Материалы по раеведению Комарова Станислава.В
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3