Музейный урок посвящён 80 летию средней школы с.Юмагузино. На уроке использованы стенды, папки,экспонаты краеведческого музея
Юлтаева Райля Рашитовна
10.01.2017г.
Музейный урок «История школы в истории села»
Задачи:
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени;
формировать устойчивую потребность и навыки общения с музеем;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
формировать уважение к людям другой эпохи;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего края, школы.
Ход урока
Дети сидят за столом
-Посмотрите на доску, что вы там видите? (числа 80 лет и 95 лет)
-Что обозначают эти даты, как вы думаете?
-Давайте отсчитаем назад 80 и 95 лет, и в какое время мы попадём? 2017-80=1937, 2017-95=1922.
-Что же произошло в эти годы? Давайте мы с вами превратимся в путешественников во времени и заглянем, что же было в начале 19 в.?
- Какие сказочные средства передвижения помогут нам заглянуть в другую страну, в другое время?
- Правильно, ковер-самолет, машина времени. Представьте эту машину. (Выслушиваются ответы детей)
Существует ли машина времени в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:
Она похожа на дом, но дом необычный.
В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.
- Кто догадался, что это за «машина»?
Да, это музей.
-Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»
Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.
Как по-другому можно назвать то, что вы перечислили? (музейные экспонаты)
Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.
(Показ муз.экспонатов) Посмотрите на газеты «Пионерская правда», журнал «Пионер», галстук, пион. и октябр. значки; аттестаты об окончании школы и.т.д.
-Сейчас мы с вами находимся в музее нашей школы. Как вы думаете, о чём рассказывает этот музей, к какому типу музеев он относится? (краеведческий)
Значит, сегодня мы с вами станем историками-краеведами и узнаем, что же такое произошло в 1922 и 1937 году.
- В этом нам помогут эти стенды, папки, различные экспонаты.
Работа у стендов.
1. Просмотрите на стенды и найдите ответ на вопрос: что связано с датами 1922 и 1937 г.г.?
(1922 г. – образовалась башкирская начальная школа, 1937 г.-ЮСШ ) –На доску вывешиваются эти данные.
-Кто был первым директором ЮСШ? (Масягутов Г.И.)
-Что о нём вы можете рассказать? (чтение текста по стенду «История школы»)
Когда вышел первый выпуск школы? (1940 г.)
-А что вам говорит дата «Выпуск 1941 г.»? (ответы детей)
Звучит музыка «Священная война» (полминуты) Началась ВОВ.
2. -Обратим внимание на стенд «Учителя-участники войны».
-О чём он нам рассказывает? Назовите мне фамилии учителей, участников войны.
-В нашем музее собран большой материал об участниках войны. Он находится в папках, которые сделали и подарили музею их родственники. (показать)
3. Наравне с учителями прямо со школьной скамьи на фронт ушли и ученики. Найдите стенд, посвящённый им, и попробуйте рассказать о них. (Стенд «Участники ВОВ»)
- О ком ещё здесь говорится? («Герои тыла», «Вечно молодые», «Женщины-участники войны», «Герои СССР»).
-Объясните, кто такие герои тыла, кого называют вечно молодым?
Стихотворение читает ученик
Дедушкин портрет
(В. Туров)
Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
- Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!
-Фамилия какого героя вам известна, где вы могли её слышать?
(В с.Юмагузино есть улица, названная в честь Героя СССР Аминова М.Г. На этой улице стоит его дом (показать фото) с памятной доской. А вы знаете, что наша школа взяла шефство над его могилой, которая находится на башкирском кладбище .Каждый год старшеклассники ухаживают за ней, несут вахту памяти.(фото)
4.-Как жили люди во время войны? Что делали дети? Как вы думаете, трудно ли им было учиться?
-Об этом нам расскажет ветеран педагогического труда, выпускница, а затем и учитель нашей школы Ишбердина Магинур Гарифулловна.
Садимся за стол. (Слушаем Ишбердину М.Г.)
5.-Давайте и мы с вами представим себя в школе военного времени.
-На чём писали дети? Почему? Чем писали?
Берём карандаш, газету.
-Попробуем и мы написать на старых газетах.
Где мы будем писать? (Между строками, на свободных местах).
18 октября.
Классная работа.
«Наше дело правое - мы победим»
-Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
7.И вот долгожданная Победа…(Минусовка «День Победы»)
Ученик читает стихотворение:
Нет войны
(С. Михалков)
Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!
Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.
-Вернулись домой фронтовики, и окунулись в работу. Учителя вернулись в школы, ученики сели за парты.
8.-Обратите внимание на стенды «Учителя 1940-1980-х г.», «Заслуженные учителя» .
-О чём говорит звание - «заслуженные»?
- Прочитайте их имена. Есть ли среди них те, кто и по сей день работает в нашей школе? (Каразбаева В.Н., Суфьянова Г.С., Масягутова Р.Г.)
9. - А теперь взглянем на следующий стенд и посмотрим, кто из учителей сам учился в нашей школе, а потом вернулся сюда работать учителем? (Стенд «Учителя-выпускники школы») Кто из них вам знаком? (Яковлева В. о своей бабушке, Хуснияровой З.М.)
-Я горжусь тем, что и я окончила эту школу, и теперь работаю в ней учителем начальных классов.
10.Обратите внимание на большой стенд. Кто на нём изображён? (Рахимов М.Г.) Почему в нашем музее висит стенд, посвящённый Рахимову М.Г.? Что вы о нём знаете?
( о нём рассказывает Цырулина В.))
Муртаза Губайдуллович Рахимов После войны в 1946 г. семья Рахимовых переехала в с. Юмагузино. Он поступил в 5-й класс ЮРСШ, где учился до 1950 г.
После школы он окончил Уфимский нефтяной техникум. Работал оператором на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе, закончил заочно институт. Вскоре он стал главным инженером, а затем и директором того же завода.
12 декабря 1993 г. он был избран первым президентом Республики Башкортостан.
Здесь представлены папки, подшивки газет, журналы, где рассказывается о М.Г. Рахимове. Благодаря его помощи в нашем селе открылся Физкультурно-оздоровительный комплекс «Иртюбяк», прошёл капитальный ремонт нашей школы .
-А теперь обратим внимание на стенд «Ими гордится школа» и посмотрим, кто ещё из выпускников нашей школы её прославил ?
(Стенд «Ими гордится школа») Прочитать фамилии.
Остановимся конкретно на стендах, посвящённых знаменитым выпускникам школы. Сахаутдинову В.Г., Филиппову А.П., Шамаеву А.Т., Валитову З.С., Зайнуллину А.И. , Вахитовой А. (неск-ко уч-ся рассказывают о них, работают со стендом и папками, книгами)
11. Шамаев Амир Габдрахманович.
Доктор, профессор медицинских наук. «Заслуженный врач РБ»,«Заслуженный врач РФ»
В музее представлены книги А.Г.Шамаева о кумысе, кумысолечении; папка, посвящённая А.Г.Шамаеву, журналы «Ватандаш», где опубликована его автобиографическая повесть «записки хирурга». Например, на с. 83 журнала (ж. «Ватандаш» от августа 2001 г.) можно прочитать о том, как он учился в нашей школе (зачитать)
12. Венер Газизович Сахаутдинов- выпускник ЮСШ 1956 г. Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член – корреспондент Академии Наук РБ.
13. Загир Валитов
Он удостоен Республиканской премии им. С.Юлаева. Ему присвоены почётные звания- народный артист БАССР, заслуженный артист РСФСР, БАССР.
Обратим внимание на выпускников, прославивших школу в сфере литературы.
14. Александр Павлович Филиппов родился и вырос в с. Юмагузино. Главный редактор газеты «Истоки».
Лауреат премий им. Степана Злобина, Галима Саляма, Зайнаб Биишевой.
А.П.Филиппов - член Союза писателей СССР, народный поэт Респ.Баш-н.
О своей малой родине поэт написал сотни строк. Вот одни из них:
Юмагузино.
Всё в сирени, в черёмухе вешней,
От которой белым-бело.
Прохожу я по улице здешней,
Возвратившись в родное село.
Я прошёл города и веси.
Но осталось в душе у меня:
Юмагузино-звонкая песня.
Юмагузино-гордость моя.
Юмагузино!
15. Альфинур Вахитова – выпускница нашей школы, автор 6 сборников стихов для детей, член Союза писателей Респ.Башк-н и Российской Федерации.
В этом году мы отмечаем её 85-летний юбилей. И я хочу прочитать одно из её стихотворений.
Атай шатланды.
«с2йем эшт2н
Буша4аны ю7.
Атай4а к2р2к
Бей2л2й, ойо7.
Мин атайымды
Яратам бик ны7.
!6ем ултырып
Б2йл2нем ойо7.
Кей, атай, ойо7,
Р2х2тл2н, 2й62.
Б2йл2рмен 2ле
Мин бей2л2й 62.
16. Кудашкина Валентина Николаевна- выпускница нашей школы, долгие годы работала здесь учителем русского языка и литературы. Она была очень талантливым человеком, писала стихи.
Юмагузино
Годы детства… Чудесною сказкою
Вы ушли навсегда, но по-прежнему
Вечера в Юмагузино ласковы,
Вечера в Юмагузино нежные.
Я иду по родным дорогам,
Тополя мне приветно шумят,
И красавицей-недоторогой
Убегает Идель от меня…
Вот сколько выпускников прославили нашу школу , свой родной край за её пределами. И я надеюсь, что и вы в будущем прославите нашу школу.
Для этого у нас школе созданы все условия для успешной работы, учёбы.
-А теперь снова вернёмся к нашим датам. Что же они означали? (Даты образования школы)
И чтобы подвести итог нашему занятию решим задачу:
В 2007 учебном году школа выпустила свой 68 выпуск. За эти годы школу закончили с золотой медалью 20 выпускников, с серебряной – 125. Какой выпуск выпустила школа в 2016 году, и каково число золотых и серебряных медалистов, если известно, что их число было таково:
2008 г.-5 серебряных медалистов;
2009 г.-8 серебряных медалистов;
2010 г.-5 серебряных медалистов;
2011 г. - 1 золотой медалист, 2 серебряных медалиста;
2012 г.- 1 золотой медалист, 1 серебряный медалист;
2013 г.-2 серебряных медалиста, 3 золотых медалиста;
2014 г.-1 золотой медалист,
2015 г. - 3 золотых медалиста;
2016 г.- нет медалистов.
1 группа вычисляет число выпусков, 2 группа- число золотых медалистов, 3 группа – число серебряных медалистов.
(Ответ: 2016-2007=9; 68+9=77 выпуск; 125+5+8+5+2+1+2+1=149 серебряных медалистов 20+1+1+3+1+3=29 число золотых медалистов)
Ответ вывешивается на доске: 77 выпуск, 29 золотых медалистов, 149 серебряных медалистов.
За 80 лет школа….
В предстоящем 2017 г. нашу школу ожидают большие юбилеи, встречи со своими выпускниками.
Давайте и мы поздравим нашу школу с предстоящими праздниками.
В подарок подарим школе песню (Песня «Школа»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1