И тут случилась у меня беседа с учительницей английского. Она вела уроки у детей второй месяц, и я заметила, что если сначала ребёнок бежал на занятия вприпрыжку, то в последнее время всё чаще об английском она говорила с неохотой и вообще жаловалась, что там скучно.
Я решила познакомиться с англичанкой и попытаться понять, что изменилось. Аккуратно и деликатно я донесла до неё мысль о том, что ребёнок стал с меньшим желанием ходить на уроки. Учительница – тоже энергичная и почти молодая – вздохнула и совершенно не обиделась.
- А что вы хотите? - риторически спросила она. – Конечно, вначале они все бежали на урок вприпрыжку, потому что мы проходили алфавит, и мы этот алфавит и пели, и рисовали, и играли с буквами, а сейчас мы начинаем читать, и тут я ну никак не могу обойтись без изучения правил и прочих скучных вещей!
Она говорила извиняющимся тоном, было понятно, что это давно занимающий её вопрос.
- Конечно, я стараюсь и поиграть с ними, и как-то разнообразить этот процесс, ну мы никуда без правил, просто никуда, понимаете? А современные дети учиться без игры не хотят!
Я понимала. Для меня утверждение о том, что далеко не все учебные процессы можно организовать в игровой форме, не требовало доказательств. Но домой я шла в задумчивости. Интересная картина, сказала я себе, получается, что эти дети, с которыми в первый год в школе, да и в саду, вероятно, а то и на каких-то развивающих занятиях из кожи вон лезли, чтобы чему-то их научить через игру, так к этому привыкли, что вообще не готовы к тому, чтобы учёба была просто учёбой!
У нас-то этот вопрос вообще не возникал – я не помню никаких игр в школе, а память у меня – тьфу-тьфу-тьфу. Были прописи, учебники, оценки. За пять пятёрок на тетрадь клеили звёздочку – вот и вся мотивация, вот и вся игра.
Поэтому когда надо было что-то выучить или монотонно нарисовать пять строчек каких-нибудь крючочков (а не нарисовать их для Деда Мороза, чтобы он нашёл дорогу на полюс), вопроса о том, скучно это или нет, не возникало. И это, не скрою, было важным шагом на пути к средней школе, где объём скучных – чего уж там скрывать – учебных действий на порядок больше.
А теперь внимание, вопрос: насколько дальше будут успешными в учёбе дети, которых в младшей школе и до неё учат через игру? Или грамотная младшая школа сумеет так выстроить программу, чтобы к какому-то моменту дети всё-таки овладели «скучными» навыками, а главное, были готовы выполнять монотонную и даже бессмысленную на вид работу? Или всё-таки если начать «по-серьёзному» учиться раньше, то и результативность (способность выполнять неинтересные действия, без которых в учёбе никуда) будет выше?
Наблюдение №2. Поскольку я часто езжу с классом на экскурсии, волей-неволей обратила внимание на вот такой момент: чтобы облегчить детям дальнюю дорогу, мы, сопровождающие родители, всегда заготавливаем еду и питьё, стараемся развлечь их в пути и так далее. И вот по истечении некоторого времени я обнаружила, что дети стали относиться к этому не как к приятному дополнению к экскурсии, а как к нашей непосредственной обязанности. Я почувствовала себя стюардессой. «Яблок!» - кричат мне из одного конца автобуса. «Поправьте мне домик!» - не просят, а требуют из другого конца. Дети перестали говорить «спасибо» и «пожалуйста». Я забеспокоилась. Но, собственно, какие к кому претензии? Мы сами их к этому приучили. Я взбунтовалась и сказала, что никому и ничем помогать не буду, пока восьмилетние дети не научатся вежливо разговаривать. Помогло, но осадок остался.
Наблюдение №3: дни рождения. А ещё я заметила, что, поскольку многие из класса куда только не зовут на дни рождения – и в лазерный клуб, и на скалодром, и в музей, и зовут на уроки «Сумасшедшую науку» (по-моему, порядком всем надоевшую) или театр, - то теперь, когда возникает тема дней рождений, дети ждут не общения, а того, что их будут развлекать.
Вот оно – ключевое для всех трёх ситуаций: мы своими руками всё время приучаем их к тому, что их непрерывно развлекают. Они теперь этого ждут – и это какой-то очень, на мой взгляд, травматичный для их самостоятельности, самодисциплины и творческого мышления момент. Они не прилагают усилий, чтобы заставить себя делать монотонную работу – их учат через игру, они не хотят занимать себя сами в скучной поездке – их развлекают, они не желают прилагать усилия, чтобы самим весело поиграть в день рождения – они знают, что их организуют специально обученные люди. Мне кажется, они таким образом чего-то лишаются, не говоря о том, что я вовсе не уверена в том, что превращать жизнь человека в сплошной крутящийся вокруг него праздник – хорошо. Или так и должно быть, а я отсталый от жизни совок?
~ Ксения Кнорре-Дмитриева
Источник: vk.com/wall-70319600_2433
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 25
-- Ты же в школу ходишь знания получать, что вы там делаете?
На что он мне ответил, что они там играт, а вот я заставляю его делать какие-то уроки....ЕщёСоглашусь полностью с автором статьи. Меня пару раз отвели в школу в первом классе, дорогу запомнила и давай вперёд сама. Во втором классе сама ходила и сестру водила в школу. В третьем классе мы учились во вторую смену, школа не могла такое количество детей учить в одну смену. Был детский бум, у нас в класс ставили лишнюю парту и в классе было 42 ребёнка. Так вот в третьем классе, я до обеда сидела с двоюродным братом. Все работали сидели по очериде. А сейчас нынешние мамочки рассказывают, что до 5 класса минимум нужно водить в школу, во дворе возмущаются соседи, что дети гуляют без взрослых, а не чего что одному 10 лет, другому 6. Это жёстко и безответственно. И в школе через каждые 15 минут дети встают и танцуют, они ведь устали. Мне внук в первом классе заявил, что я садистка какя-то, я заставляю его делать уроки. На что я ему ответила:
-- Ты же в школу ходишь знания получать, что вы там делаете?
На что он мне ответил, что они там играт, а вот я заставляю его делать какие-то уроки. Я высказала, это учителю на что она запнулась и не могла ничего на это сказать. Во втором классе подменяла другая учительница и она мне сказала, что он во время урока ходит по классу и играет в лего. А на замечания даже не обращает внимания. Потом я ему начала объяснять, как он должен вести на уроках. Меня поблагодарили, что мальчик изменился и стал усидчивым. Как так не учителя объясняют правила, а мы даже и не в курсе, что там в здание под названием школа или дет.сад, что же там происходит. Не учат ничему, дома начанаешь что-либо объяснять, говорят вы не так объясняете, сейчас другая система. Я смотрю и боюсь за будущее поколение, они ничего не знают, ничего не умеют и все должны вокруг них польку-бабочку танцевать. Пора менять систему педогогическую и психологию туда же.
Я в свое время работала в школе, в начальных классах. Да у нас проводились игры на уроках. Дети очень любили посоревноваться друг с другом, проявить свои знания. Но чтобы весь урок играть!!!! Или урок превращать в игру.....а дети привыкают типа, ждут: "ну, ну, чем ещё нас удивите" А с другой стороны, есть вина и родителей. Почему - то стало принято посоревноваться друг с другом. Кто круче устроит то же день рождения, куда на лето отправит своего ребенка. Я за праздники, за игры, за развлечения, но в разумных пределах.