К.Айвазовский "Раздача продовольствия." 1892
Художник прибыл в США в разгар развернувшейся в стране кампании помощи страдающей от голода 1891–1892 гг. России; еще до отъезда он был свидетелем восторженной встречи, устроенной в России кораблям с продовольствием, отправленным американскими филантропами (так называемый "флот голода" — Famine Fleet). В 1892 году Айвазовский запечатлел это событие в двух картинах, — "Корабль помощи" (по другим сведениям, первоначальное название этой картины "Приход парохода "Миссури" с хлебом в Россию") и "Раздача продовольствия".
Особенно интересна вторая картина. На русской тройке, груженной, очевидно, американским продовольствием, стоит крестьянин, гордо поднимающий над головой американский флаг. Жители деревни размахивают платками и шапками, а некоторые, упав в придорожную пыль, молятся Богу и воздают хвалу Америке за помощь.
Во время своего визита в США русский художник преподнес картины в дар вашингтонской галерее Коркорана. Впоследствии, до того, как в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании, полотна неоднократно экспонировались в США, С 1961 по 1964 г. они были выставлены в Белом доме. Инициатором экспозиции стала жена Дж.Ф.Кеннеди Жаклин. Она распорядилась повесить картины в комнате, где американский президент обычно проводил конференции. Первая леди США намеревалась тем самым подчеркнуть глубокие симпатии американцев к русскому народу, к которому они всегда приходили на помощь и которого, кстати сказать, воспринимали отдельно от правительства. Так во второй половине ХХ века живопись Айвазовского способствовала поддержанию "романтического" образа народной России.
В свою очередь, сам художник в 1893 году в интервью газете "The New York Evening Post" постарался смягчить негативный образ официальной России как страны насилия и произвола, подчеркнув, что американцы искажают смысл дискриминационной политики по отношению к русским евреям. Они, просвещал граждан США Айвазовский, — не дискриминируемая этническая группа, а столь же тяжелое бремя для России, каковым являются китайские иммигранты для Америки.
Журнал "Free Russia" выступил с критическими комментариями по поводу данного интервью. В редакционной статье говорилось: "Безусловно, искусство — не лучшее поле для борьбы против тирании, и мы не можем ожидать от подавляющего большинства художников даже такого мягкого по форме протеста против империализма, какой присутствует в полотнах Верещагина. Но еще более прискорбным представляется нам факт, что художники, подобные Айвазовскому, вместо занятий живописью считают необходимым выступать в защиту царя и "исторической дружбы"... Профессор Айвазовский глубоко заблуждается, если он намерен найти среди здравомыслящих американцев тех, кто выступает за введение закона против китайской иммиграции, руководствуясь идеей его сходства с действующим в Российской империи". https://img.d3.ru/i-k-aivazovskii-razdacha-prodovolstviia-1892-636106/
http://pressafoto.ru/rus-euro#
https://www.youtube.com/watch?v=n6Ke95fC1Fg
https://www.youtube.com/watch?v=bbdkDdb5Rjg
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6