Вот как это эпизод , показывающий мужество лётчика, описан в книге А. И. Покрышкина «Небо войны»:
«В воздухе, над линией фронта, я раньше не раз слышал фамилию ведущего группы Лавриненкова. Он служил в другом полку и часто сменял нас на прикрытии наших войск. Имя лётчика, часто звучавшее в эфире, запоминается крепко, потом оно как бы само по себе живёт в памяти, требуя новых и новых подробностей о нём. Позже к нам в полк дошла и почти легендарная история этого лётчика. На конференции я познакомился с Владимиром Лавриненковым. Здесь легенда ожила для меня в его правдивом рассказе.
Мы обедали, ужинали все за общим столом, деловые беседы сменялись воспоминаниями. Там я увидел этого скромного, молчаливого, державшегося как-то в стороне капитана, имя которого в эти дни было самым популярным среди лётчиков. Эту славу он добыл не только своими воздушными боями, которых он провёл десятки, но и героическим поступком.
Лавриненков тоже пострадал от немецкой „рамы“ — воздушного разведчика и корректировщика „фокке-вульф-189“. Он атаковал её над рекой Миус, там же, где пострадал Берёзкин, когда во время атаки столкнулся с ней. „Рама“ свалилась на землю, а за ней на парашюте и Лавриненков. При раскрытии парашюта оторвало пистолет. На немецкой территории его схватили солдаты, что называется, „за ноги“. При нём не было ни орденов, ни документов — только в кармашке гимнастерки последнее письмо из дому.
— Лавриненкоф? Это фамилия нам известно, — обрадовался производивший допрос немецкий офицер.
Капитан, конечно, отрицал, что это его фамилия. Но у немецких разведчиков нашёлся альбом фотографий лётчиков, среди которых легко можно было узнать характерное, бровастое лицо Лавриненкова. Отпираться дальше было невозможно. На лётчика навалились с расспросами о дислокации, о боевых машинах наших полков. Говорить об этом или не говорить — полностью зависело от Лавриненкова, его идейной стойкости, убеждений. Он молчал. Его били. Он молчал.
В простой хате донецкого села, где происходил этот допрос, применялись методы гестаповского застенка. Но они не сломили стойкости лётчика-коммуниста. Немцам не оставалось ничего другого, как отправить Лавриненкова в глубокий тыл. Авось там развяжут ему язык ужасы концлагерей и изощрённые пытки. Но на всякий случай, чтобы расположить лётчика к себе своим обхождением, Лавриненкова и ещё одного нашего лётчика-штурмовика направили в тыл не этапным порядком, не в товарняке, а в купе пассажирского вагона, за компанию с немецкими офицерами, ехавшими домой в отпуск.
И Лавриненков решил твердо: бежать, обязательно бежать, удача или гибель — всё равно. Нужен был только момент. А его можно было выбрать лишь ночью.
Вот и наступила уже последняя ночь. Поезд подходил к Одессе. Конвоиры, поставив на колени и открыв свои набитые бутылками и консервами чемоданы, увлеклись едой. Автоматы отложены в сторону. Лавриненков и штурмовик сделали вид, что крепко спят. Штурмовик всё время держался за гимнастёрку Лавриненкова, чтобы по первому его движению броситься вместе с ним. Дыхание сдавливалось, прерывалось непреодолимым волнением.
Пировавшие за столиком о чём-то заспорили. Вот они оба наклонились к чемодану, что-то пересчитывая и укладывая.
Настала долгожданная минута. Лавриненков стукнул по чемодану. Всё, что было в нём, полетело на конвоиров. Крик в купе. Советские лётчики выбросились из вагона на полном ходу поезда. Удар о землю, кувыркание. Выстрелы, вспышки огня, свист пуль. Поезд отправился дальше.
В деревне лётчики обменяли всё, что было на них и при них, на простую одежду и побрели на восток. Не скоро они, заросшие бородами, в лохмотьях, попали в один из местных партизанских отрядов и стали его бойцами. Через некоторое время их перевезли на самолёте через линию фронта, и они возвратились в часть. Здесь должна была начаться проверка заподозренных в таком „лёгком“ бегстве из плена. И она бы, эта проверка, возможно, затянулась надолго, если бы наша армия не освободила Донбасс, в частности и то село, где немецкие разведчики допрашивали Лавриненкова. Старики, ютившиеся в каморке этой хаты, всё слышали, что происходило за стеной. Они с восхищением вспоминали молодого бровастого лётчика, который „мовчав як камень“. К этим свидетельствам присовокупились и данные партизанского отряда, который вышел навстречу нашим частям, и имя Лавриненкова, его подвиг в поединке с немецкими офицерами стали известными всей стране».
Потом вернулся в свой полк, получил звание гвардии капитана и одержал свою 28-ю личную победу, сбив Ю-88 над днепровскими плавнями. С октября 1943 по май 1944 года воевал в небе Крыма.
Чтобы более активно "искать и уничтожать врага", 9-й Гвардейский полк выдвинул свой аванпост к самому Чёрному морю, разместив в засаде эскадрилью на Кулигейских хуторах и действуя по коммуникациям противника Николаев — Одесса — Крым. Первой с этого аэродрома действовала эскадрилья А.В. Алелюхина, затем её сменили лётчики В.Д. Лавриненкова. Выполняя полёты с искусно замаскированного взлётно-посадочного поля, В.Д. Лавриненков и его ведомые уничтожали автомашины и цистерны, взрывали паровозы и истребляли фашистских солдат и офицеров.
30 января 1944 года три самолёта "Аэрокобра", во главе с В.Д. Лавриненковым, вылетели на свободную охоту в район Николаев — Одесса с задачей уничтожить самолёты транспортной авиации противника. В районе Владимировки лётчики заметили с высоты 1200 метров Ю-52, который шёл на бреющим полёте. После первой атаки наших лётчиков сверху и сзади "Юнкерс" продолжал идти прежним курсом. Тогда В.Д. Лавриненков зашёл на повторную атаку и с короткой дистанции зажёг вражеский самолёт, который сразу же пошёл на посадку. Наши лётчики преследовали его, и, когда из севшей на поле горящей машины стали выбегать немцы, они открыли огонь.
В один из тех дней эскадрилья В.Д. Лавриненкова барражировала в заданном районе, рассредоточившись на высоте. Сам командир занял место в верхней группе. Через некоторое время на горизонте появились едва заметные точки. Они все увеличивались в размерах, и вскоре В.Д. Лавриненков определил, что приближается группа "Юнкерсов".
Бомбардировщики шли плотным строем. Командир эскадрильи нацелил на них свою ударную группу, а сам стал высматривать, не появятся ли Ме-109 прикрытия. В их появлении он не сомневался. И действительно, вскоре увидел три пары вражеских истребителей, которые шли значительно ниже и, видимо, намеревались атаковать нашу ударную группу.
"Атакую! Прикрой!" - дал В.Д. Лавриненков команду ведомому и свалил самолёт в крутое пике. В тот момент, когда он выходил из пикирования, ему удалось взять в прицел ведущий "Мессер". Не мешкая, ударил очередью из пушки и зажёг вражеский самолёт. Но тут же услышал предупреждение ведомого: "Сзади "Мессеры"! Внимание!"
В.Д. Лавриненков оглянулся и увидел позади себя ещё две пары вражеских истребителей. Скольжением он изменил направление полёта, и огненные трассы противника пронеслись мимо. Выйдя из-под удара, В.Д. Лавриненков завязал ожесточённый бой с группой Ме-109, не давая им возможности атаковать нашу группу, действовавшую против "Юнкерсов". В этом бою он уничтожил ещё один "Мессер". В конце концов бомбардировщики противника покинули район боя, не сумев выполнить свою задачу. Вслед за ними убрались и "Мессеры".
В апреле 1944 года 9-й Одесский гвардейский Краснознамённый полк истребителей вёл непрерывные бои на Одесском и Крымском направлениях, поддерживая войска 4-го Украинского фронта.
10 апреля 1944 года, в день освобождения Одессы от немецких и румынских войск, выполняя задание по отсечению противника в районе Бочанко, группа, ведомая В.Д. Лавриненковым, встретила истребителей противника типа FW-190. В завязавшемся бою В.Д. Лавриненков, зайдя в хвост "Фоккеру", сбил его с первой атаки.
В тот же день, прикрывая наших штурмовиков в районе Мясниково, В.Д. Лавриненков заметил два FW-190, которые намеревались с высоты атаковать наши истребители. Он бросился сверху в атаку и, зайдя строго в хвост, прошил истребители противника пулемётной очередью.
Начав преследование отступившего противника по всему фронту, 12 апреля 1944 года, наши войска уже на следующий день освободили Симферополь и Евпаторию. Затем были освобождены Бахчисарай и Судак. 15 апреля лётчики полка поддерживали уже подвижные части наших войск в районе Севастополя.
В один из тех дней эскадрилья В.Д. Лавриненкова барражировала в заданном районе, ожидая встретить самолёты противника и предотвратить массированный налёт вражеской авиации на город. Ждать пришлось недолго. Вражеские бомбардировщики появились с северо-запада. Шли плотным строем, прикрытые "Мессерами".
В.Д. Лавриненков приказал лётчикам атаковать врагов, а сам с ведомым набрал высоту, чтобы связать боем вражеские истребители сопровождения.
Они увидели три пары Ме-109, которые шли ниже, высматривая наши истребители. В.Д. Лавриненков сделал заход со стороны солнца и врезался и строй "Мессеров", связав их боем. Тем временем лётчики его эскадрильи набросились на "Юнкерсы", сбили три, а остальные обратили в бегство, не допустив их к Севастополю. В этом бою В.Д. Лавриненков сбил два истребителя противника.
Спустя несколько дней В.Д. Лавриненков повёл эскадрилью на штурмовку Херсонесского аэродрома, где базировалась вражеская авиация. Всё было рассчитано и предусмотрено так, чтобы одна группа истребителей, приняв на себя огонь зениток, дала возможность остальным нашим самолётам несколькими эшелонами и с разных направлений наносить удары по аэродрому.
Принять огонь на себя выпало эскадрилье В.Д. Лавриненкова. В назначенный день и час группа под его командой направилась, как было задумано, в сторону моря. Пройдя километров 30-40 над морем, истребители развернулись и, снизившись почти до самой воды, скрытно подошли к аэродрому. Лишь километров за 10 до цели набрали высоту и сразу увидели на аэродроме выстроенные в ряды самолёты и позиции вражеских зенитных батарей, тут же открывших по ним огонь.
Первый шквал огня гвардейцы прошли и, когда зенитные батареи оказались далеко внизу, поняли, что "пронесло". Теперь заговорили пушки и пулемёты "Аэрокобр", поливая позиции фашистских зенитчиков огнём и свинцом.
Лётчиков охватил боевой азарт. Развернувшись, В.Д. Лавриненков подал команду повторить атаку. И снова свинцовый ливень обрушился на стоянки вражеских самолётов. Выйдя из атаки, гвардейцы увидели, как на аэродром ринулись ударные группы наших истребителей. До 20 самолётов было уничтожено на аэродроме Херсонес.
Когда на Сапун-горе был воздвигнут обелиск в честь освободителей Крыма, то имя Владимира Дмитриевича Лавриненкова было начертано на нём одним из первых.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за отвагу и мужество в боях, успешное командование эскадрильей, 34 сбитых лично вражеских самолётов гвардии майору Владимиру Дмитриевичу Лавриненкову вторично присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 20).
В августе 1944 года гвардии майор В.Д. Лавриненков стал командиром 9-го гвардейского Одесского истребительного авиационного полка, того самого полка, в который в сентябре 1943 года он пришел лётчиком, старшиной по званию, и где стал признанным советским асом.
Полк под командованием В.Д. Лавриненкова закончил переучивание на новых самолётах "Лавочкин-7" и вскоре снова сражался с немецкими захватчиками в небе Прибалтики, Восточной Пруссии и над Берлином.
27 октября 1944 года 9-й гвардейский истребительный авиационный полк перелетал на фронтовой аэродром у литовского местечка Руткишки, был зачислен в состав 303-й истребительной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии 1-й Воздушной армии, которой командовал генерал-майор авиации Георгий Нефёдович Захаров.
С первых дней боевых действий в Литве и Восточной Пруссии командование 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, весь лётный и технический состав старались оправдать в новых боях, в составе новой дивизии те высокие звания и награды, которые были завоеваны раньше.
Здесь гвардейцы встретились уже с другими — битыми фашистами. Вскоре выяснилось, что истребители противника избегают воздушных боев (даже над своей территорией), а при попытках навязать им бой, пикируют до бреющего полёта или же уходят в облачность, уклоняясь от схватки.
Перебазировавшись 26 января 1945 года на второй в Восточной Пруссии аэродром в посёлке Задлоу, полк уже 6 февраля располагался на немецком стационарном аэродроме Тилиаца, а с 11 февраля 1945 года - на аэродроме Либиау.
В апреле 1945 года наши войска начали штурм Кёнигсберга: три дня огнём и железом пробивали себе путь в крепость советские войска при активной поддержке авиации. Жаркие были эти дни и для лётчиков 9-го гвардейского истребительного авиационного полка.
За период Восточно-Прусской операции и штурма города-крепости Кёнигсберга полк произвёл 2075 боевых самолётовылетов.
9 апреля 1945 года город Кёнигсберг был взят штурмом нашими войсками и 92-тысячный гарнизон крепости капитулировал. В числе соединений и частей, отличившихся при штурме Кёнигсберга, был отмечен и 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, личный состав которого Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина от 10 апреля 1945 года был удостоен благодарности.
Красная Армия готовилась к последним и решительным боям на Берлинском направлении, к участию в которых привлекались наиболее подготовленные и заслуженные в боях части и соединения. Вылетая на боевые задания, лётчики полка горели желанием дать бой врагам, но встречающиеся изредка небольшие группы и одиночные фашистские самолёты спешили ретироваться и о бой с нашими лётчиками не вступали.
В берлинском небе закончил свой боевой путь 9-й Одесский гвардейский Краснознамённый истребительный авиационный полк. При этом, семь сбитых здесь самолётов противника подвели итог общего числа уничтоженных лётчиками полка фашистских стервятников, достигшего 506 самолётов. Под командованием В.Д. Лавриненкова полк заслужил 11 благодарностей Верховного Главнокомандующего и был удостоен награждения орденом Суворова.
Всего в годы войны В.Д. Лавриненков совершил 488 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 11 самолётов противника.
После окончания Великой Отечественной войны служил в войсках противовоздушной обороны. В 1945-1946 годах был командиром авиаполка. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. В 1949-1951 годах командовал авиационной дивизией. С 1951 года - начальник учебного центра истребительной авиации ПВО страны, затем слушатель Военной академии Генерального штаба, которую окончил в 1954 году.
В 1955-1962 годах - командующий истребительной авиацией армии ПВО, в 1962-1969 годах - 1-й заместитель командующего 8-й отдельной армией ПВО (город Киев), в 1968-1977 годах - командующий 8-й отдельной армией ПВО (город Киев) - заместитель командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.
В 1971 году В.Д. Лавриненкову было присвоено воинское звание "генерал-полковник авиации".
С 1977 года начальник штаба - заместитель начальника Гражданской обороны Украинской ССР, в 1984-1988 годах - военный консультант Военной академии войсковой ПВО имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского (город Киев) (с 1986 года - Военная академия ПВО Сухопутных войск). Был депутатом Верховного Совета Украинской ССР 7-го созыва.
Жил в Киеве. Скончался 14 января 1988 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, шестью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Бронзовый бюст Героя установлен в городе Починок Смоленской области. В Киеве, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=572
фото
https://pikabu.ru/profile/kostas26?dv=1&f=time&page=1
Комментарии 13
«Агрессивное поведение этих советских пилотов показывает примечательный случай возле Орла, который произошёл с юным сталинским соколом лейтенантом Владимиром Лавриненковым. Этот ас, имевший на своем счету 30 побед, сбил Ме-109. Он видел, как германский пилот посадил свой самолёт на брюхо в поле, выскочил из кабины и побежал прятаться в соседний овраг, заросший деревьями и кустарником.
Лавриненков кружил низко над землёй и видел, что красноармейцы, скорее всего, не найдут германского пилота, который сможет спастись. Молодой русский лейтенант посадил свой истребитель рядом с разбившимся Ме-109 и сам повёл пехотинцев в заросли. Лавриненков нашёл спрятавшегося немца, набросился на него и задушил голыми руками. Русский ас вернулся к своему истребителю и взлетел в облаке пыли, оставив мёртвого противника валяться у ног пехотинцев, разинувших р...ЕщёВот как В. Д. Лавриненков упоминается в книге Р. Толивера и Т. Констебля про выдающегося немецкого аса «Эрих Хартманн — белокурый рыцарь рейха»:
«Агрессивное поведение этих советских пилотов показывает примечательный случай возле Орла, который произошёл с юным сталинским соколом лейтенантом Владимиром Лавриненковым. Этот ас, имевший на своем счету 30 побед, сбил Ме-109. Он видел, как германский пилот посадил свой самолёт на брюхо в поле, выскочил из кабины и побежал прятаться в соседний овраг, заросший деревьями и кустарником.
Лавриненков кружил низко над землёй и видел, что красноармейцы, скорее всего, не найдут германского пилота, который сможет спастись. Молодой русский лейтенант посадил свой истребитель рядом с разбившимся Ме-109 и сам повёл пехотинцев в заросли. Лавриненков нашёл спрятавшегося немца, набросился на него и задушил голыми руками. Русский ас вернулся к своему истребителю и взлетел в облаке пыли, оставив мёртвого противника валяться у ног пехотинцев, разинувших рты от удивления».
Когда Лавриненкову самому рассказали эту «историю», он пошутил: «Ну хорошо хоть не съел…».
Ваши подвиги незабыть!
Спасибо за Победу!
Низкий поклон!