Казахи говорят:
«Дочь — всего лишь гость в доме», поэтому ее балуют и одновременно готовят к тому, что родным домом для нее будет дом мужа. Дома дочерей сажали на почетное место – төр, где никогда в присутствии отца не смог бы сесть сын.Применение физических наказаний к девочкам порицалось (Әкесі ұрған ұл оңар, шешесі ұрған қыз оңбас – Сын битый отцом станет годным, дочь битая матерью станет негодной).
Казахи издревле уделяли большое внимание подготовке приданого — "қыз жасауы" – в него входили ювелирные украшения, ковры, текеметы, сәукеле, одежда, посуда и иногда даже новая юрта. В далеком прошлом размер приданого во многом определял популярность невесты. В наше время у большинства народов традиция давать невесте приданое претерпела некоторые изменения, но не исчезла совсем. ... Важный атрибут приданого казахской невесты – «махаббат-көрпе», которое шьется на двуспальную кровать. К нему готовится такое же по размерам одеяло для новобрачных. Символично сохранить "махаббат-көрпе" для своих детей – ровно как и любовь в семье на долгие годы.
Казахи уважительно относились к гостю, так же и обращались с дочерьми. Почему? Потому что девочки – в будущем жены, матери, это бабушки, которые будут воспитывать и лелеять внуков.
У казахов говорят: «женщина одной рукой раскачивает колыбель, а второй рукой раскачивает мир».
Девочка росла в доме отца как нежный цветок - красный мак. Ведь мак быстро раскрывается, быстро цветет, радуя взор, но и быстро отцветает. Так и здесь, веселых дней девочки в родительском доме немного, беззаботная пора коротка. Возможно, поэтому старались воспитать ее мастерицей на все руки, примерной, аккуратной, чтобы ее не осуждали в доме мужа, чтобы не было нареканий из-за нее в адрес семьи, рода и даже всего аула.
До семи лет девочка беззаботно живет, играет в семье. Играет в куклы, одевает ее, шьет ей наряды, строит для нее домик, выдает ее замуж. Все это - подготовка к ее будущей жизни. Ближе к семи годам девочке начинают внушать мысль: «С завтрашнего дня ты будешь носить сережки. Проколем тебе уши. С этого времени ты будешь настоящей девочкой. Ты подрастешь, повзрослеешь. Ты уже не будешь играть, бегать с другими ребятами, слоняться без дела, про куклы надо будет забыть», - так близкие психологически готовили свою дочь. Все это воспринималось ребенком с пониманием. Ребенок начинал с нетерпением ждать этого момента. Ей не терпелось стать взрослой.
Казахи уже в семь лет прокалывали девочке уши. Это не просто неизбежный и необходимый процесс. Это то же самое, что проводить обрезание для мальчика. После того, как девочка, проколов уши, начинает носить серьги, в психологии девочки, в сознании, поведении, в ее облике происходят большие изменения. На праздник «сырга той» собирались только женщины. Проколоть уши доверяли уважаемой, многодетной женщине, у которой была легкая рука. Даже среди народа были женщины, которые обладали ловкостью рук, умели безболезненно проколоть девочке уши. Как только прокалывали девочке уши, на голову надевали тюбетейку с совиным пером. Надевали платье с двумя оборками и камзол. С этих пор она сразу же ощущала себя настоящей повзрослевшей девочкой. Девочка, вчера только игравшая беззаботно на улице, не бросавшаяся на глаза, надев тюбетейку и платье с оборками, вдруг превращалась в подростка.
Комментарии 42