⚛Первая ступень йоги: ЯМА (или отказ, воздержание) ⚛
Яма в индуистском Пантеоне — это бог смерти. Почему дисциплина йоги начинается именно с этой ступени?
Ступень Яма - это смерть ветхого человека с его страстями и желаниями. Ученик умирает для внешнего мира, чтобы родиться в духе. Ступень яма — это краеугольный камень основания всей последующей практики йоги как духовной дисциплины. Йога это духовная практика, ибо она ведёт к совершенству человека, а человек - это сознание и разум, и только потом тело. Совершенный человек божественен и духовен, а йога, ведущая к этой цели, не может не быть дисциплиной духа, как практикой концентрации на центре средоточия сознания человека.
Именно на ступени яма меняется ориентация человека — внешние устремления заменяются внутренними установками. Рабство желаний сменяется отречением от мирских утех. Внутренний человек рождается для йоги, и первой дисциплиной является дисциплина характера.
Яма — это смерть желаний. Свами Вивекананда трактует эту ступень как "непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и неприятие каких бы то ни было подарков". В его трактовке эта ступень прослеживается как самоотречение, что по сути и есть смерть желаний и принятие внутренней установки служения миру, становясь альтруистом. Такая позиция вытекает из глубокого анализа качеств, требуемых для становления и укрепления на этой ступени йоги, которые приводит Свами. Самоотречение — это смерть эгоизма, свойственного мирскому человеку, и рождение духовного подвига.
Акцент внимания смещается с внешнего на внутреннего человека на этой ступени. Если прежде человек потакал своим слабостям и прихотям, то теперь, с началом практики йоги, он стремится сосредоточиться на укреплении необходимых для духовного пути качеств характера. Он старается укоренить в себе положительное и изжить отрицательное, ведя борьбу единым началом духа. Ему запрещается ударяться в крайности аскетизма — не выходя из мира, он должен отречься от его призрачных увлечений. В этом заключается успех прохождения первой, начальной ступени йоги, без которой невозможно познать радость самоусовершенствования.
Богатство и мирская слава - искушения для стоящего на духовном пути - свойственны внешнему миру. Иисус сказал: "Не можете служить Богу и мамоне". Устремление к Богу и совершенству подразумевает концентрацию на внутренней духовной стороне человеческой природы, которая выражается непосредственно в следствиях как божественные дуновения во внешнем мире.
Рекомендуем внимательно изучить эту ступень йоги!
Итак, пять принципов ямы:
✨АХИМСА — отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку в мире.
Из «Йога Сутры»:
35. В присутствии утвердившегося в непричинении вреда прекращается
всякая вражда [в других].(перевод с санскрита Свами Вивекананды)
Шарат Джойс: «Ахимса означает ненасилие в словах, мыслях и действиях. Это означает не быть причиной боли других живых существ включая животных, насекомых и растения. Если мы утверждаемся в ненасилии в повседневной жизни, то все конфликты закончатся.»
✨САТЬЯ — отказ от лжи.
Правдивость (сатья) означает как правдивость в речи, так и в собственном уме, причем в уме – важней, т.к. самообман – это фактор, сдерживающий самопознание и проявление истины. Правдивость – это божественное качество, отображение настоящего, истины. Речь йогина не должна вводить в обман, содержать сомнительную и неточную информацию, или быть пустой и бессодержательной. Умалчивание правды, в большинстве случаев, также приравнивается к обману.
Также рекомендуется избавиться от потери времени на праздную болтовню, затрачивающую помимо прочего огромное количество энергии. Речь должна быть благодетельной, а не причиняющей какой-либо вред, вносящий дисгармонию. По возможности в речи должны проявляться светлые качества: ясность, мягкость, терпение и дружелюбие. То есть, когда у вас, например, возникает желание высказать собеседнику правдиво все, что вы о нем думаете, прежде всего стоит еще раз проверить на ложь себя. Не дурачите ли вы себя? Быть может желание высказать то, что вы думаете исходит от импульса причинить боль, удовлетворив эго, а не от искреннего желания помочь? Да и мысли сами по себе, возможно, не являются окончательной истиной о человеке?
Свами Йогананда говорил, что правдивая речь имеет такую силу, что может исцелять. Если человек всегда говорит правду, и сообщает нездоровому человеку, что завтра тот выздоровеет, сила, сплетающая его слова, заставляет их по волшебству проявляться на событийном уровне.
✨АСТЕЯ — отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит.
Воздержание от воровства (астея) подразумевает собой также искоренение жадности как фактора перерождения в грубых мирах голодных духов. Воровство, так же, как и ложь – фактор грубых несбалансированных миров, с нарушенной гармонией. Необходимо воздерживаться от любого рода недозволенного присвоения чужого имущества, иначе никогда не избежать подобного же отношения к себе.
✨АПАРИГРАХА — полная самодостаточность, готовность всегда рассчитывать только на свои силы.
Воздержание от накопления чрезмерного количества материальных благ (апариграха), которые не являются строго необходимыми для выживания, поддержания хорошего здоровья и развития, также является важным фактором на пути йоги.
✨БРАХМАЧАРЬЯ — сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям. Ещё одно определение: "БРАХМАЧАРЬЯ" дословно переводится как "есть Брахму на ходу", то есть посвящать свои слова, мысли и действия Брахме.
Воздержание от сексуальных отношений (брахмачарья) подразумевает сохранение семени и сексуальной энергии, иначе энергия кундалини, прочищающая тонкие энергетические каналы, и раскрывающая чакры, не поднимется выше Муладхары (область копчика). Практикам, живущим в городских условиях, рекомендуется хотя бы частичное воздержание, без злоупотребления сексуальной энергией. Также стоит отказаться от любых мыслей на эту тему.
⚛Вторая ступень йоги: НИЯМА (или соблюдение) ⚛
Нияма – вторая ступень йоги. Это наоборот указания человеку на то, что следует включить в свою жизнь, каких правил придерживаться, как строить внутреннюю систему ценностей.
✨ШАУЧА — соблюдение внешней и внутренней чистоты.
Под Шаучей понимают чистоту тела и чистоту души. Чистота внешних покровов тела поддерживается омовениями, ношением чистой одежды и поддержанием жилища в чистоте и порядке. Гигиена некоторых внутренних поверхностей: полости рта, желудочно-кишечного тракта, носовых ходов и т.д. — осуществляется с помощью специальных процедур. Асаны и пранаямы поддерживают физическое и отчасти психическое здоровье, что также входит в понятие «чистота». Но главное значение Йога придает нравственному очищению. Это, прежде всего, устранение отрицательных эмоций: ненависти, гнева, страха, алчности, гордыни, страсти, вожделения. Отсутствие отрицательных эмоций способствует контролю над дурными мыслями. Такое очищение устраняет умственные страдания: уныние, печаль, дает доброжелательность и внутреннюю радость.
Большое значение придается чистоте речи. Это и соблюдение произносительных норм языка, и хорошая дикция, и нравственность высказываний.
В один ряд с категориями чистоты тела, мыслей и речи Йога ставит чистоту пищи. Здесь важны способы, которыми добывается пища, характер пищи и цель ее употребления. Йога тесно связана с вегетарианством и гуманным отношением к животным. Йоги не едят ни слишком много, ни слишком мало, а ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизнедеятельности. Привычка же есть ради удовольствия, ослабляет волю, препятствует духовному развитию и разрушает организм.
Другим словами, человек должен прикладывать усилия, поддерживая чистоту, спокойствие и ясность на трех уровнях – физическом, энергетическом и духовном.
✨САНТОША — удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода и поддержание постоянного положительного эмоционального фона. Для йогина это естественное состояние, поскольку он не ощущает ни в чем недостатка. Сантоша не допускает конфликтов, точнее, предписывает исключить саму возможность их зарождения. В конфликтной ситуации йогин всегда ищет собственные промахи и если не в силах изменить положение вещей, изменяет свое отношение к нему. На определенной стадии конфликты становятся просто невозможными.
✨ТАПАС — самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему, постоянная упорная тренировка и аскетизм.
Дословно Тапас означает быть снедаемым огнем, пламенеть или испытывать боль, что означает непреклонное стремление к цели через самоограничения, борьбу со своими пороками, суровую дисциплину. Практика Тапаса — это кузница характера. Только с помощью железной воли йогин приобретает силу тела и ума, мужество и мудрость.
Непременное условие успешного продвижения вперед — наличие достойной цели. Существование без цели теряет смысл, способствует развитию лености и других дурных наклонностей. Жизнь — это движение, и только имея твердый ориентир, можно оценить свои успехи, т.е. ощутить это движение. С другой стороны, для достижения желаемого необходимо прикладывать определенные усилия. Именно Тапас делает возможным любое продвижение.
✨СВАДХЬЯЯ — постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний.
Свадхьяя значит самообразование. Это философские размышления, беседы, чтения, способствующие осознанию смысла жизни и пути к самосовершенствованию.
Интересно, что Свадхьяя предполагает изучение всех доступных знаний о различных философских системах, религиях, воззрениях. Это необходимо для твердого определения своей жизненной позиции. Утвердившись в Свадхьяе, йогин получает неисчерпаемое поле деятельности.
✨ИШВАРА ПРАНИДХАНА — посвящение себя и своих дел Богу.
Под Ишвара Пранидханой понимают посвящение йогином всех своих действий и воли той Высшей Цели, которую он осознал, практику Свадхьяи. Для разных людей эта цель будет неодинаковой, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведет к совершенству. Учителем при этом выступает сама жизнь.
Если человек всем сердцем осознал необходимость соблюдения ямы, он сам естественным образом приходит к пониманию и осуществлению ниямы, в правилах которой красной нитью проходит необходимость к самодисциплине. И это та основа, тот фундамент, построив который можно переходить к следующим ступеням.
Стараясь выполнять эти правила, мы очищаем свою душу, делаем свою жизнь легче и приятнее, а мир вокруг нас, откликаясь, дает новые пути для творчества.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1