Владимир Гостюхин.
Главный герой из "кухаркиных детей", самого простого происхождения. никак не связанный с миром богемы.
Сын военнослужащего, детство и отрочество которого прошло по пыльным военным городкам, переездам из одного медвежьего угла в другой.
А потом студенческие общежития и коммунальные квартиры.
Фетисова обуревает жажда реванша перед жизнью, а для этого надо поставить "гениальный" спектакль.
Даже если придется идти по трупам. При этом он не примитивный карьерист, а неистовый подвижник в искусстве. Ему есть что сказать.
Для постановки он выбирает "Чайку" и трактует ее совершенно нетрадиционно.
Треплев у него не декадентствующий дилетант, а гениальный драматург, которого никто не понимает, постоянно унижают и предают.
Треплев - альтер эго Фетисова.
И Гостюхин очень подходил под образ, придуманный Гребневым.Человек из простонародья, никак не связанный с артистическим миром, должен с огромным напором и даже беспощадным остервенением утверждать себя в искусстве.
Но режиссер Худяков выбрал Леонида Филатова.
Из предыдущих перед "Успехом" пяти фильмов Худяков в трех снял в главных ролях Леонида Филатова.
Гребнев долго не принимал выбор режиссера.
Были у него сомнения - не слишком ли утонченным и рафинированным для образа "кухаркина сына" будет выглядеть Филатов.
Ведь его герою надо будет буквально танком идти к своей цели, по головам, перешагивать через людей. Гостюхин вполне соответствовал образу этого "танка".
Но у Филатова все получилось.По своему.
Он, конечно, не "танк", как Гостюхин, он "тигр", на мягких лапах подбирающийся к своим "жертвам" - актерам, чтобы беспощадно расправиться с ними.
Он не прет буром напролом, он ведет хитрую, изящную и жестокую игру. Он всегда хозяин положения.
Вот так, по- хозяйски, засунув руки в карман, он стоит на сцене и смотрит на своих жертв - актеров.
Он делает с ними, что хочет. Давит, душит, режет, и все ради того, чтобы вытащить из них то, что ему требуется от них по роли.
Все ради искусства, ради создания "гениального" спектакля.
Вдохновил Гребнева на создание этого образа его давний знакомый, выдающийся советский театральный режиссер А. В. Эфрос.
Конечно, Фетисов это не портрет Эфроса.
Но всю творческую сторону, связанную с репетициями "Чайки", фетисовские реплики, трактовку пьесы, сценографию спектакля Гребнев взял от Эфроса, который сам в 1966 г. , будучи главным режиссером Московского театра им. Ленинского комсомола поставил "Чайку".
И эта постановка, которая резко отличалась от канонической мхатовской интерпретации, вызвала тогда резкое неприятие у критики.
Молодой режиссер приезжает в провинциальный областной театр. Ему пришлось уйти из московского театра, от него ушла жена и забрала сына. Жизнь приходится начинать с начала в этой провинции.
И единственный шанс вырваться обратно - поставить гениальный спектакль и победителем вернуться в Москву.
А в новом его театре жизнь течет по своему распорядку.
Главный режиссер собирается на пенсию и звезд с неба уже не хватает. Директор, бывший внешторговец на чем-то погоревший и отправленный в провинцию руководить театром, все время опасается опять не попасть в какую-нибудь историю, выпустив не тот спектакль.
И командует в театре "хозяйка" - прима, депутат и народная артистка Зинаида Николаевна Арсеньева.
Я не особый почитатель Алисы Бруновны Фрейндлих, но в этом фильме она знает, что играть.
Это ее выдающаяся роль. Для меня так ее самая лучшая.
Между Фетисовым и Арсеньевой сразу же возникает борьба за лидерство. Да Фетисов и не борется, для него нет вопроса кто в театре главный, конечно же, режиссер.
И он как танк начинает ломать стереотипы, сложившиеся в этом театре.
И в трактовке пьесы, и в отношении "хозяйки".
Поначалу "хозяйка" с внимательным подозрением относится к этому заезжему гастролеру.
Комментарии 5