ЛАМПАДКА С КЛАДБИЩА?
Наблюдение первое: Улучив момент, к прилавку подходит парень: «У нас дома остались лампадки, которые на могилке возжигали. Может, их там и оставить надо было, а мы домой принесли… Говорят же, что с кладбища ничего приносить нельзя».
– Конечно, это не так, ничего в том плохого нет. Важно другое: для чего используется вещь, приносимая на могилку, исполняет ли она свою функцию. Лампадки, иконы – все это служит для молитвы, значит, исполняет свою функцию. Стоит ли на могиле или дома – главное соответствовать назначению. Если с кладбища домой принесли, ничего не меняется: что там, что тут звучит молитва.
ПЕРЕДАТЧИКИ ДЛЯ БЛАГОДАТИ?
Наблюдение второе: Молебен завершился, а народ емкости с водой не разбирает, ждет чего-то. На недоуменный вопрос священника следует произнесенное с некоторой горячностью: «А кто нам святой воды дольет? Бутылки, не видите, что ли, не до конца заполнены?!»
– Не важно, насколько заполнена емкость, опускался ли в нее крест, или попала всего капля. Освящается вода по молитвам, возносимым на молебне, Духом Святым. Я бы сказал даже более того: вода освящается уже тем, что ее принесли на молебен в храм. Ошибочно и мнение, внедренное в церковную среду безбожниками: мол, вода обладает целебными свойствами потому, что в нее был опущен серебряный крест. Для Божией благодати не нужны передатчики.
ВЕЩИ ВО ГРОБЕ
Наблюдение третье: В церковную лавку входит мужчина. Он взволнован, в нетерпении перебивает беседу находящихся там прихожан вопросом: «При погребении родственника забыли положить в гроб носки, и что теперь с ними делать? Может, рядом закопать?»
– Носки, другие личные вещи не несут никакого смысла – ни в гробе, ни на могиле, и горевать по этому поводу нет причин. Другое дело – еще раз побывать на могиле, чтобы помолиться об усопшем. Ведь для того мы и посещаем места упокоения дорогих нам людей –для молитвы!
Вообще обычай рядить покойника в так называемую «особую одежду» – это просто видимый знак уважения ему и еще один способ для людей, собравшихся на похороны, утешиться видом человека, с которым они прощаются, отдать дань уважения телу того, чья душа нам дорога…
НЕГАТИВ ОТ ЧУЖОГО КРЕСТИКА
Наблюдение четвертое: Интеллигентного вида дама явно смущена своим вопросом, но он не дает ей покоя: «Мне от бабушки крестик достался – можно ли его носить? У нее судьба такая горемычная была, а вдруг через крестик и мне часть ее несчастий перейдет? И могут ли вообще вещи нести с собой негатив? Ведь на них сохраняется энергетика тех, кому они принадлежали»… Или еще один случай. На полу в храме лежал крестик. Его видели все, но делали вид, что не замечают. Ситуацию «исправил» захожанин, который, заметив крест на полу, ничтоже сумняшеся поднял и положил его на подоконник. Минуту спустя креста на подоконнике уже не было. Оказывается, люди считали, что крест должен был поднять кто-нибудь «не из своих», а то мало ли что…
– Крестик нательный является небольшой, но святыней. Святая вещь никакой «энергетики» на себе, кроме хорошей, нести не может. Единственное, если крестик где-то на дороге валялся и был подобран и принесен в храм, перед тем, каким пользоваться, его стоит освятить.
КАКАЯ ИКОНА ПОМОЖЕТ?
Наблюдение пятое: Женщина долго роется среди книг на радость работникам церковной лавки: кому-то еще литература нужна! Увы… «Хочу книгу найти о том, какие святые в каких случаях помогают. Я ее в одном монастыре видела. Толстая, в зеленой обложке. На все случаи жизни небесные помощники есть! …И что вы такое говорите? Я точно знаю, что от алкогольной зависимости спасает только «Неупиваемая Чаша»!
– К сожалению, эта практика у нас распространена чрезвычайно. Но дело в том, что Богородица помогает по молитвам перед любым Ее образом (а их насчитывается более трехсот шестидесяти!). Так же и с угодниками Божиими – суть только в глубине сердечного обращения к ним. С верой мы часто обходимся, словно дети, несмотря на убеленные сединами головы: начинаем разделять иконы, святых на «сферы влияния». Церковь снисходит к нашей немощи и помогает, как любящая мать любимому, только формирующемуся ребенку.
Но есть очень важный момент: настоящая молитва святым, как и Матери Божией, имеет личностный оттенок. Тот, у кого есть личный опыт молитвенного обращения, знает, что каждый святой, несмотря на то, что находится у Бога, не потерял своей индивидуальной святости. И поскольку все люди разные, может оказаться так, что один святой ближе к пониманию и душе человека, молящегося к нему, чем остальные. От этого между святым, находящимся у Бога, и человеком на земле могут возникнуть особые отношения: молящийся чувствует этого святого. И люди православные, имеющие молитвенный опыт, знают, что молитвы разным святым по-разному переживаются. Потому что святые в Царствии Божием не утратили своей индивидуальности. В этом плане такое разделение святых и образов Пресвятой Богородицы оправдано.
Однако Церковью осуждается однозначно потребительское отношение к Живому Богу, Который есть Любовь.
ЧТО НАДО ЖИВЫМ, НО НЕ МЕРТВЫМ
Наблюдение шестое: Озабоченные и уставшие муж и жена спрашивают: «Такая ситуация: умер близкий родственник, жил с нами, горюем, молимся об упокоении его души… Но еще до его смерти начали в доме ремонт, и что теперь? Ведь по правилам мы должны год ждать и ничего в доме не менять…
– Ремонт следует продолжать, поскольку это нужно живым и не имеет никакого отношения к памяти об усопшем. Нужно разделить по смыслу. Что мы относим к памяти об усопшем? Заботу о могиле и молитвы о нем. Если же беспокойство не отступает, тогда, прежде чем продолжить ремонт, помолитесь. А вещи усопшего родственника можно в храм принести или самостоятельно раздать нуждающимся, ведь благотворительность – форма поминовения почившего человека.
БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ТРУД
Наблюдение седьмое: Во время крестного хода: «Ой, а нам батюшка сказал, что того, кто сойдет с пути, Господь накажет! А у меня ноги болят…»
– Батюшка, скорее всего, имел в виду, что чем больше пройдешь, тем больше Господь отблагодарит. Любящий Господь приемлет любой человеческий труд. Крестный ход – это труд. Чем больше труда, тем больше польза. Просто понять, что паломничество, совершенное в удобных условиях, будет менее эффективно, чем тот же маршрут, проделанный в стесненных обстоятельствах. По-разному трудился человек и его душа. Это же отчасти можно отнести к продолжительности богослужений. Человек может отстоять службу и в силу недостаточной пока воцерковленности мало что в ней понять, но, выйдя, он обязательно почувствует, что Господь благодарит его за этот труд.
ОТ ГРЕХА ТОЛЬКО ПОКАЯНИЕ
Наблюдение восьмое: Мужчина всерьез сокрушается, что не успел окунуться в проруби на праздник Крещения Господня: «Ведь крещенской водой все грехи смываются. И что я теперь, так и останусь?!»
– Грех смывается покаянием. Для покаяния существует Таинство исповеди.
Что же касается крещенских купаний, несомненно, что человек, совершающий на Крещение погружение в воду, совершает акт веры, которой он руководствуется, когда идет в купель. То есть человек верит, что вода, освященная Святым Духом, не нанесет вреда его здоровью. И этот акт веры не имеет ничего общего с практикой «моржевания».
ЗАОЧНОЕ ОТПЕВАНИЕ
Наблюдение девятое: Приходят в храм люди с вопросом: «Мы хотим земельку освятить. Или как это правильно у вас называется?»
– У нас это называется «заочное отпевание». Подобная практика сложилась в советские времена, когда существовали объективные причины, не позволявшие пригласить священника отпеть усопшего. Сейчас, за редчайшими исключениями, это возможно и необходимо. Однако люди стараются избежать подобной встречи, им так удобнее и проще. Главное – земельку получить, а священник в храме отпоет, мол, это его прямое дело. А то, что отпевать будут без покойного, его уже похоронили, это не важно. Вы нам землю – мы вам деньги… Вот такая арифметика.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1