Удостоверение. Дано сие Тарасовой Надежде Алексеевне, уроженке Астраханской губернии, родившейся в 1903 году 17 сентября, в том, что она 1 августа 1921 года окончила курс Второй Ступени Единой Трудовой Школы, причем изучала 1.Литературу России 2. Математику (алгебру, тригонометрию, геометрию) 3.Физику 4. Химию 5. Естествознание. 6.Историю. 7. Философскую пропедевтику (логика, психология) 8.Историю искусств. 9. Немецкий язык. 10.Политическую экономию. 11. Пение. Настоящее удостоверение выдано Тарасовой Надежде на основе постановления Государственной комиссии от 13 июня и Положения об Единой Трудовой школе России. Социалистической Федеративной Республики. П.4 ст. 31, что надлежащими подписями и прилагаемыми печатями удостоверяется.На пути к педагогике
«Школа, подобная нашей, - пишет Надежда Алексеевна в своих воспоминаниях, - была единственной в южных районах Алтая. Такой же курс обучения проходил и в одноименной школе в Рубцовске. После установления Советской власти быстро расширялась сеть начального обучения. Народ тянулся к знаниям. Преподавателей не то, что не хватало, их не было. Из старорежимных не очень-то кто соглашался учить детей простолюдинов. Поэтому необходимо было очень быстро, в два-три года подготовить своих педагогов. Эту задачу должны были выполнить единые трудовые школы. В том числе и Змеиногорская. С первого же дня учебы нас стали готовить для преподавательской работы. Курс обучения был обширным и глубоким. Такой резкий переход от гимназии с ее выспренно-схоластическим методом к единой трудовой школе, где царил демократический дух, был обусловлен временем. Курс литературы у нас вел Лебедев. Это тот самый, из старорежимных, но, который не в пример своим коллегам, не стал бойкотировать молодую народную власть, а сам согласился учить детей рабочих и крестьян. Он всю душу вкладывал в свою работу. На уроках давал нам понятия об общественной роли русского литературного языка, приучал к самостоятельности высказывания, особенно в сочинениях. В целях глубокого понимания учащимися идейной направленности и художественных особенностей литературных произведений, мы на каждом уроке делали языковой анализ текстов. Здесь учитель особо обращал внимание на то, чтобы ученики самостоятельно составляли рецензию на данное произведение, то есть маленькую критическую статью, приучал нас информировать о новых книгах. На всем этом материале учитель выявлял, кто и как умел правильно излагать свои мысли. На уроках широко практиковалось самостоятельное чтение книг, газет, журнальных статей, устная передача их содержания, составление плана статей, сочинения на свободные темы.
На внеклассных занятиях мы вместе с учителем иногда составляли план следующего урока, подбирали соответствующую литературу. Еженедельно преподаватель знакомил нас с главными событиями, произошедшими в стране. Впоследствии такие обзоры мы стали готовить сами. На тематических собраниях мы коллективно обсуждали написанные нами сочинения. Успеваемость и дисциплину мы взяли под ученический контроль.
Еженедельно выпускали стенную газету. Издавали также рукописный школьный журнал, куда записывали хорошие сочинения, стихи и жизненные впечатления. Все это было для нас ново и необыкновенно. Плохо было лишь то, что на уроках литературы, изучая какое-нибудь произведение, мы не видели портрета автора, не было никаких картин. Некоторые учащиеся кое-что приносили из дома, и с каким интересом мы все рассматривали, старались запомнить лицо писателя или поэта.
Никогда не забудется преподаватель естествознания Скабичевский. Он был энтузиастом своего предмета. И свою любовь к природе он старался привить нам.
При школе был земельный участок. Сажали мы картофель, капусту, свеклу, помидоры и другие овощи, из которых потом готовили школьные завтраки. Кроме того, был еще небольшой участок для проведения разнообразных опытов над хлебными злаками и техническими овощными культурами.
Учитель знакомил нас с биологическими основами агротехники. Опыты не прерывались, начиная с весны до заморозков. Зимой же наблюдениями занимались в классах. Все окна были заставлены ящиками с цветами и разнообразными культурными растениями. В школе организовался кружок юннатов из учащихся младших групп. Они занимались составлением гербариев мхов, листьев, лекарственных растений. Простейший сельскохозяйственный инвентарь учащиеся изготовляли сами. Экскурсии проводились не изредка, а по предварительно разработанному расписанию. Намечали, куда и с какой целью идем, что будем наблюдать, какой должны собрать материал. В конце экскурсии подводили итоги. В альбоме появлялись рисунки растений и листьев, новыми экспонатами пополнялся школьный гербарий. Обязательными уроками были физкультура и пение. Учитель французкого языка Церар был неплохим спортсменом. Он научил нас выполнять упражнения с мячами, с флажками, много упражнений делалось на гимнастической скамье. Периодически проводили кроссы по улицам. Сколько народа собиралось смотреть, как мы бегали! Для многих это было дико: днем – и в трусах и майках! Богомольные старухи даже крестились.
С большим желанием занимались мы в драматическом кружке. Самодеятельными артистами были все учащиеся. Подготовив какую-нибудь пьесу, обязательно выступали перед населением в Народном доме, (единственное культурное учреждение в Змеиногорске), и люди шли на представление, как на праздник. Нас это, конечно, радовало, и мы старались вовсю».
Я надеюсь, что Вам понравилась подборка воспоминаний о первомае в 20-х годах XX века в Змеиногорске.
По материалам:
http://bsk.nios.ru/content/sedmaya-sovetskaya-shkola-imeni-n-k-krupskoy
Комментарии 12
Очень замечательная, познавательная статья, история развития города Змеиногорска,