Уж очень много сходства было у актрисы и ее героини, а мать Аросевой - Ольга Вячеславовна Гоппен, к слову сказать, и вовсе была родом из польских дворян. Пани Моника стала не просто ролью, но и главным театральным сочинением Аросевой, во многом автобиографичным.
Эксцентричная, увлекающаяся, даже несколько авантюрная, она никогда не отличалась прилежанием в учебе. Школу окончила экстерном, театральное училище не окончила вовсе. Бросила его в 40-х годах, рванув в Ленинград за Театром комедии и его руководителем Николаем Акимовым.
Причем смухлевала, предъявив в отделе кадров диплом сестры. Когда Акимова в 1949-м отстранили от руководства театра, обвинив в космополитизме, Аросева была одной из немногих, кто не отрекся от него.
Она слишком рано узнала, что такое предательство, и всегда была верным человеком. Аросева была актрисой узкого диапазона, но в этом диапазоне чувствовала себя, как рыба в воде.
Пани Моника, в сущности, стала квинтэссенцией всех прочих ее ролей - Марселины в "Женитьбе Фигаро", фрекен Розенблюм в "Пеппи Длинный чулок", Шарлотты в "Вишневом саде", Памелы Кронки в "Как пришить старушку".
Роли эти она играла и до, и после "Кабачка "13 стульев", просуществовавшего лет (случай едва ли не уникальный в истории ТВ) и спасавшего ее в годы невостребованности - Аросева поссорилась с главным режиссером Плучеком, и он долгое время не давал ей в Театре Сатиры новых ролей.
Зрители любили ее легкий комедийный дар. Но именно пани Моника в сознании огромной армии ее почитателей стала неотторжимым от фамилии Аросева.
Был в этом образе, помимо прочего, какой-то привкус ностальгии: юное, но и одновременно хорошо знакомое. Что-то совершенно непривычное для Советского Союза, где женщина после 40 уже переставала быть женщиной и становилась, в лучшем случае, лишь матерью и бабушкой, в худшем - старой девой.
Еще в годы детства и юности Аросева встречала в Праге, Париже, Стокгольме элегантных моложавых бабуль, свободных, раскованных и не устающих радоваться жизни. И они сильно впечатлили ее.
Кажется, что всю свою жизнь в искусстве Аросева старалась доказать, что старость - это не возраст, а состояние души. Тот, кто молод душой, не зашорен и свободен, тот молод всегда.
Ольга Аросева (из интервью):
О «Кабачке», Брежневе и театре
— Многие люди узнали вас благодаря телевидению. «Кабачок «13 стульев» был очень популярен. Говорят, почитателем и покровителем этой программы был Брежнев.
— Брежнев, и правда, любил «Кабачок», говорят, даже дал распоряжение тогдашнему руководителю телевидения Лапину, чтобы он не вмешивался в нашу программу.
Однажды я заболела, и два «Кабачка» вышли без меня. Так Лапин прибежал, стал кричать, спрашивать о причинах моего отсутствия. В конце сказал: «Пусть быстрей выздоравливает. Вы знаете, кто о ней спрашивал?» Всем стало понятно, что звонили сверху.
Нам в «Кабачок» письма приходили мешками, настолько мы были популярны. Надо сказать, что нас воспринимали не как актеров, а как реальных людей.
Если мы снимали миниатюру о том, что мне негде отдыхать, через несколько дней приходили письма с предложениями: «Пани Моника, приезжайте к нам, мы вам такой отдых организуем!»
И путевки в санаторий готовы были выслать, и номера в гостиницах организовать. Если разыгрывалась сцена, что я не могу купить дамскую сумку, мне тут же слали письма с предложением сумок в подарок.
Правда, приходили и нахальные послания: «Вы в каждом «Кабачке» одеты в новые наряды, а так как у нас с вами схожие фигуры, пришлите мне несколько ваших платьев, ведь у вас их много».
Не станешь же каждому объяснять, что для каждой новой серии «Кабачка» мы бегали по всей Москве в поисках красивой вещи, занимали шляпки и сумки у подруг. Нам же никто ничего не шил, и наряды были исключительно нашей головной болью.
— А руку и сердце почитатели не предлагали?
— Постоянно предлагали, и не только руку и сердце, но и деньги, постель, у кого на что хватало фантазии, но я не люблю это обсуждать.
— Вы производите впечатление человека жизнерадостного. Это врожденное качество или вы его в себе воспитали?
— Меня так в детстве воспитывали, да и от бога я, видимо, получила веселый нрав. Конечно, и сама стараюсь не унывать. Пессимистом быть очень невыгодно.
Есть такая пословица: «Пессимист страдает дважды. Первый раз — когда ждет плохого события и второй — когда оно случается». Полностью с этим согласна.
Да и потом, надо самому учиться радоваться жизни и получать от каждого мгновения удовольствие. Вкусно покушал, приятно пообщался с другом или хорошо сложился рабочий день — радуйся!
Жизнь состоит из мелочей, вот им-то и надо радоваться. Нельзя завидовать успеху других. На зависть ты потратишь свое здоровье и время, а на свои успехи душевных сил уже не останется.
Актриса Вера Васильева:
"Чем мне запомнилась? Круглое личико, огромные светло-серые глаза, замечательный юмор, очаровательное желание быть в центре внимания.
Это ощущалось с первой минуты. Ведь в институтах лидеры обычно сразу определяются. А Олечка, безусловно, была лидером. Не то, чтобы она что-то возглавляла. Нет. Но она была так талантлива, остроумна и обаятельна, что вокруг нее всегда группировалась стайка студентов.
Мальчики были влюблены, девочки были оживлены, потому что с ней было всегда весело. Какой она была в юности, такой донесла себя до самых серьезных лет.
Я употребляю это выражение, потому что слово "старость" к ней не подходит.
Я на нее всегда любовалась".
Ольга Аросева ушла из жизни в 2013 году.
🌷🌷
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3