ВЛАДИМИР ЭТУШ 6 МАЯ 1922 года - 9 МАРТА 2019 года
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Ветеран Великой Отечественной войны. Советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог.
Был народным артистом СССР (1984), лауреатом Государственной премии Российской Федерации (2001).
Владимир Абрамович Этуш родился 6 мая 1922 года в Москве, но датой рождения в паспорте значится 6 мая 1923 года. Сам Владимир Абрамович объясняет это следующим образом: «Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорожденного мальчика годом позже. Дескать, придет время призыва в армию — крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 23-го года.»
Отец — Абрам Этуш — был владельцем небольшого галантерейного производства, мама — Раиса Этуш — не работала до тех пор, пока отца не арестовали. После полутора лет заточения отца отпустили и даже выплатили всю зарплату.
Театром Владимир Этуш «заразился» ещё в школе. На школьных вечерах он читал чеховскую «Маску». Потом стал заниматься в самодеятельности — в кружке при школе, которым руководил Павел Тихонович Свищев. Однако, окончив школу, Владимир решил стать не актёром, а режиссёром.
Совершенно ничего не понимая в этой профессии, он подал документы в ГИТИС. Владимир Абрамович вспоминает: «С меня потребовали письменный план постановки. Я не понимал, как это сделать, и ушёл с разбитыми надеждами. Дорога моя лежала мимо книжного магазина, на глаза попалась брошюра: «Режиссёрский план постановки «Воспитанницы» Островского». Я ее купил, немного перефразировал, подал свой текст экзаменатору — и получил тройку».
После неудачи в ГИТИСе Этушу помог главный режиссёр Театра имени Вахтангова Рубен Николаевич Симонов. Как признается Владимир Абрамович, он в то время дружил с племянницей режиссёра. Ничего серьёзного у них не было — просто приятельские отношения, но, видимо, у Симонова было другое мнение. Так, благодаря Рубену Николаевичу, Этуш был зачислен вольнослушателем на первый курс Щукинского училища.
Утром 22 июня 1941 года, возвращаясь домой с затянувшейся вечеринки, Володя Этуш увидел, как мимо него на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства. Уже потом он где-то прочитал, что это был автомобиль посла Германии в Советском Союзе графа фон Шуленбурга, который спустя час после начала вторжения вручил Молотову меморандум об объявлении войны. Тогда Этуш хоть и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у него не возникло. Он пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война. «Никогда больше, даже в самые отчаянные мгновения на фронте, мне не было так страшно. Мама стояла и в ужасе смотрела, как меня трясёт мелкой дрожью. Белая рубашка ходуном ходила у меня на груди, » — вспоминает Владимир Этуш.
Как у студента театрального училища, у Володи Этуша была бронь.
В последних числах сентября 1941 года во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов» Владимир Этуш, насчитав в зале 13 человек, решил для себя, что его место не в театре. На следующий день он записался добровольцем на фронт.
Но сначала Владимир Этуш был направлен не на фронт, а в школу военных переводчиков в Ставрополь. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Был награждён орденом Красной Звезды и медалями. Присвоено звание старшего лейтенанта. В 1943 году под Запорожьем был тяжело ранен. После госпиталя получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован. В 1944 году вернулся на 4-й курс Театрального училища имени Щукина.
В 1945 году Владимир Абрамович был принят актёром в театр имени Е. Б. Вахтангова, а также начал преподавать в училище имени Щукина в качестве ассистента педагога по мастерству актера.
Личная жизнь
«Моя личная жизнь строилась подобно актёрской — методом проб и ошибок. Со своей женой Ниной Александровной я прожил длинную и счастливую жизнь, но пришёл к этому союзу не сразу. Как и всякий мужчина, я встречал на своем пути женщин, которых любил и которые любили меня. Как бы ни складывались в дальнейшем наши отношения, каждая из них дала мне возможность испытать чувства, без которых жизнь кажется пресной, неполноценной. И я благодарен им за это», - говорит Владимир Абрамович.
Свой творческий путь в театре В. А. Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути — слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца». Благодаря блистательным интермедиям Н. Эрдмана, роль сверкала и искрилась юмором. Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Всё это в полной мере присутствовало у артиста, и эта роль стала одной из самых его любимых.
В 1965 году театр ставит драму Э. Золя «Западня», и с роли Купо начинается новый этап в творчестве Этуша. В начале спектакля Купо — добрый и нежный, великодушный и робкий, влюбленный и очень надежный. Но судьба оказывается безжалостной к нему, наносит страшный удар, как бы испытывая его на прочность. И артист замечательно играл момент перехода своего героя от силы и уверенности к полному безволию и зависимости от обстоятельств, от бесстрашия к полному нравственному и физическому краху. Этуш играл своего Купо с подлинным глубоким драматизмом.
И вновь комедия. Чванливый, тщеславный, упрямый и, в тоже время, по-детски доверчивый Журден в «Мещанине во дворянстве» Ж.-Б. Мольера. Роль была сыграна с истинным комедийным блеском и безудержной фантазией. А в комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия» В. А. Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях — реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу: грустная реалия с нищетой, нахлебниками-родственниками, алкоголичкой женой и мир иллюзий, в котором Отто Марвулья — чародей, волшебник, маг, и нет ему равных. Этуш удивительно поэтично раскрывал эти тайные минуты в жизни своего героя. В спектакле «Будьте здоровы» Этуш вновь невероятно ярок и смешон в острохарактерной роли обанкротившегося писателя Мерикура.
Кино
Дебютом в кино стала роль Сеида-Али в исторической картине «Адмирал Ушаков» (1953). В последующие 13 лет Владимир Этуш снимался довольно редко. Среди ролей тех лет: Мартини («Овод»), Мамедов («Время летних отпусков»), Калоев («Председатель»).
Настоящую любовь зрителей принесла Этушу комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», которая вышла в 1966 году. В этой картине он очень убедительно сыграл роль кавказца товарища Саахова. Владимир Абрамович признается, что этому помогло то, что в юности он служил в Закавказье: «Я как губка впитывал этот говор, акцент, так что в «Кавказской пленнице» мне было легко играть». Леонид Гайдай, увлеченный актером, практически его не трогал, позволял много импровизировать. В результате и родились нетленные: «шляпу сними», «садись пока», «горячий, совсэм бэлый». А его «спортсменка, комсомолка…»! Все эти фразы мгновенно стали крылатыми.
После «Кавказской пленницы» Этуш стал национальным героем и на Кавказе, и в Закавказье. Он рассказывает: «После выхода картины на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен — мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем наоборот. Как-то пришел на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов — это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно. Особенно мне».
Успех «Кавказской пленницы» привел к тому, что актёра стали много приглашать сниматься и, как правило, в острохарактерных и комедийных ролях. Так в «Старой, старой сказке» Надежды Кошеверовой он сыграл короля, в ее же музыкальной сказке «Тень» — Пьетро, в комедии Вилена Азарова «Неисправимый лгун» — эмира Бурухтании, в фильме «По улицам комод водили» — Гиацинтова, в сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» — факира.
Амплитуда его персонажей невероятна: от сказочных королей, факиров до мелкого жулика Шпака в блестящей комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». У того же Леонида Гайдая актёр снялся ещё раз в экранизации «Двенадцати стульев», с блеском сыграв инженера Брунса. А его неподражаемый Карабас-Барабас в «Приключениях Буратино» Леонида Нечаева! Вдвоем с Владимиром Басовым, исполнившим роль Дуремара, они создали веселый, искрометный дуэт. И не случайно эта сказка на многие годы стала любимой всеми детьми.
Роли Шпака, Саахова и Карабаса-Барабаса заслуженно стали визитной карточкой Владимира Этуша.
В последние годы Владимир Этуш не часто баловал своих поклонников сценическими новинками. Сказывались и репертуарная политика, и его занятость на посту профессора кафедры актёрского мастерства (с 1976 года), а с 1987 года по 2003 год - ректора училища имени Щукина. С 2003 года Владимир Этуш — художественный руководитель училища.
2 апреля 2009 года Владимир Абрамович был избран директором Центрального Дома актёра имени А. А. Яблочкиной (ЦДА), который возглавлял до 21 октября 2011 года.
30 декабря 2018 года Владимир Абрамович последний раз вышел на сцену Театра имени Е. Вахтангова в спектакле «Бенефис».
9 марта 2019 года Владимир Абрамович Этуш ушёл из жизни.
13 марта 2019 года Владимир Этуш похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Комментарии 4