Всевышний Аллах говорит: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха силь¬нее» Аль-Бакъара 2:165.
[Комментарий шейха Салиха Али Шейха]:
Они любят свои божества так же, как любят Аллаха. Это значит, что они питают к Аллаху великую любовь, но свои божества они любят так же сильно. Однако подобное приобщение творений к Аллаху в любви является проявлением многобожия. Именно оно стало причиной того, что эти люди окажутся обитателями Огня, и поэтому Великий и Могучий Аллах поведал о том, что обитатели Огня скажут: «Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» Аш-Шуара 26:97-98.
Любовь является одной из форм поклонения, и, если люди не посвящают свою любовь одному Аллаху, они начинают приравнивать творения к Аллаху. В этом заключается смысл единобожия и смысл свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.
(Примечание от Арслана):
Речь не о том, что всякая любовь, посвященная не Аллаху многобожие, нет, речь о том, когда человек любит какое-то творение такой любовью, которой нужно любить Аллаха! Например, человек любит по-своему свою мать, по-другому любит свою жену, по третьему любит своих детей, по четвертому любит своих домашних животных, по третьему любит свою машину, и т.д. Это разные виды любви, и если в этих видах любви нет перехода запретов шариата Аллаха, то это дозволенная естественная любовь.
Сказал имам Сулейман Ибн Абдуллах:
«Знай, что любовь есть двух видов - общая, и та, которая отдаётся лишь Аллаху. Что же касается общей, то она есть трёх типов.
Первый: врождённая любовь, как например любовь голодного к еде, или жаждущего к воде, и тому подобное. Из нее не вытекает чрезмерное возвеличивание творения.
Второй: любовь милости и сострадания, и это как любовь родителя к своему сыну-младенцу. И эта любовь также не вызывает непременно чрезмерного возвеличивания творения
Третий: любовь дружбы и симпатии, и это подобно любви друг к другу двух соучаствующих в каком-то труде, или науке, или в дружбе, или в торговле, или в путешествии.
И эти три типа — это та любовь, которую можно отдавать творению друг к другу, и наличие этой любви в творениях не является многобожием в любви к Аллаху. И поэтому Посланник Аллаха, салля Ллаху алейхи уа саллам, любил халву и мёд, и любил своих жён, а больше всех из них - Аишу, и любил своих сподвижников, и больше всех из них - Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
Второй же вид любви — это любовь, которую можно посвящать лишь Аллаху, и если раб полюбит кого-то другого такой любовью, то это будет многобожием, которое не прощает Аллах. И это - любовь рабства, которая непременно влечет за собой унижение, покорность, и возвеличивание, и полное подчинение, и предпочтение возлюбленного над всем остальным. И не разрешено связывать такую любовь ни с кем, кроме Аллаха вообще, как разъяснил это Ибн аль-Каййим.»
Источник: "Тайсир аль-азиз аль-хамид", 2/944.
(Конец примечания)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев