Многобожники пытались подкупить Пророка Мухаммада ﷺ.
Беседа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с 'Утбой ибн Раби'а.
После обращения в ислам Хамзы ибн ‘Абдульмутталиба и ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими, тучи начали рассеиваться, мусульмане приобрели спокойствие и защиту, и это обеспокоило многобожников. Еще больше их пугало и приводило в ужас то обстоятельство, что количество мусульман неуклонно росло, и то, что верующие стали открыто заявлять о своей приверженности исламу, не обращая внимание на враждебность, проявляемую к ним язычниками.
Тогда они попытались заключить с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, соглашение, предложив ему все, в чем он мог нуждаться, в расчете на то, что он выполнит некоторые их требования. Для этой цели они послали к нему ' Утбу ибн Раби'а.
‘Утба пошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подсел к нему и сказал: «О сын моего брата, ты хорошо знаешь, каким уважением ты пользуешься среди родственников и к какому знатному роду ты принадлежишь, однако ты принес твоим соплеменникам нечто столь серьезное, что тебе удалось привести людей к разобщению! Ты назвал глупыми их воззрения, стал порицать их богов и их религию и объявил неверными их предков, а теперь послушай меня. Я предложу тебе кое-что, а ты подумаешь над этим и, может быть, примешь что-то из этих предложений».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Говори, о Абу-ль-Валид, я слушаю».
Он сказал: «О сын моего брата, если с помощью того, что ты принес, ты стремишься только приобрести богатство, мы соберем для тебя столько денег, что ты станешь богатейшим из нас; если ты стремишься к почету, мы поставим тебя над нами и не будем ничего решать без тебя; если ты стремишься к власти, мы сделаем тебя нашим правителем; если к тебе является злой дух, которого ты видишь, но не можешь от него избавиться, мы постараемся вылечить тебя и не пожалеем денег, чтобы освободить тебя от него, ибо бывает так, что дух подчиняет себе человека и не отпускает, пока его не вылечат».
Когда ‘Утба закончил говорить, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слушавший его, спросил: «Ты закончил, о Абу-ль-Валид?» Он ответил: «Да».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А теперь послушай меня». Тот сказал: «Говори», и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Ха. Мим.
Ниспосланное от Милостивого, Милосердного
является Писанием, аяты которого разъяснены в виде Корана на арабском языке для людей знающих.
Оно возвещает благую весть и предостерегает, однако большинство их отворачивается и не слышит.
Они говорят: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой — завеса. Трудись же, и мы будем трудиться» (41:1-5), после чего продолжил читать ему аяты этой суры. Заложив руки за спину и опираясь о них, ‘Утба стал прислушиваться к ее словам. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дошел до того аята, где говорится о земном поклоне, он совершил земной поклон, а потом сказал: «О Абу-ль-Валид, ты слышал то, что слышал, а теперь поступай, как знаешь».
[Это сообщение привел Ибн Исхак в «Аль-магази» (1/313). Аль-Албани сказал, что его иснад хороший (хасан). См. «Тафсир ибн касир (4/61), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/62), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 103), «Фикх ас-сира» (стр. 113)].
В другой версии этого сообщения говорится, что ‘Утба слушал, пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не дошел до слов Всевышнего: «Если же они отвернутся, то скажи: «Я предостерегаю вас от мучений, по-добных мучениям адитов и самудян» (41:13), услышав которые он встал, охваченный страхом, прикрыл рот посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рукой и стал говорить: «Заклинаю тебя Аллахом и родственными связями!» — опасаясь, что это и в самом деле произойдет, после чего вернулся к своим товарищам поспешно, так, словно боялся, что его настигнет наказание, и предложил им оставить в покое Мухаммада и начал побуждать их к этому.
См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/62), «Тарих аль-ислям» аз-Захаби (стр. 158), «Фикх ас-сира» (стр. 114), «Хаза хабиб йа мухибб» (стр. 102), «Тафсир ибн касир» (4/62).
По милости Аллаха, а затем по своей мудрости Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желая дать ответ 'Утбе, остановил свой выбор именно на этих аятах. Он прочел именно их для того, чтобы уведомить 'Утбу о том, чем на самом деле является миссия посланника и кто такой посланник, а также о том, что он принес книгу, являющуюся посланием Творца к Его творениям.
Эта книга призвана вывести их из заблуждения и спасти от всякого зла, и на него, Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, прежде других возложена обязанность верить в нее, жить сообразно ей и выполнять ее установления. Если Всевышний приказывает людям держаться Его писания и быть прямыми в этом, то первый, кто должен выполнить этот приказ, — это сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Он не ищет денег, власти или славы — Всевышний сделал их доступными для него, однако он отказался от них, возвысившись над жаждой того, что тленно, — ибо он правдив в своем призыве, искренен по отношению к своему Господу.
См. «Фикх ас-сира (стр. 113).
Данная история демонстрирует ярчайший пример терпения и мудрости, дарованных Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он оставался стойким и правдивым в своем призыве, не желая отказываться от него в обмен на деньги, славу, власть или женщин. В беседе с 'Утбой он выбрал для нее самые подходящие слова, что является несомненным свидетельством его мудрости и великого нрава.