Тема сравнения чего-то немецко-фашистского и с чем-то советским всегда вызывает бурю эмоций у определённой части чрезмерно политизированной аудитории. Поэтому я начну сразу с того, что скажу: «С точки зрения национальной гордости, наш танк Т-34 действительно был лучшим и заслуживает звания танк-победитель без всяких оговорок».
Но с другой стороны ничего не может быть глупее, чем почивать на лаврах, прятать голову в песок и пр. Врага надо знать даже поверженного и брать от него всё, что может быть полезным.
Поэтому далее мы отбросим политический пафос и постараемся быть предельно объективными.
В числе преимуществ танка Т-34 всегда называют мощную длинноствольную пушку, наклонную броню, дизельный двигатель, широкие гусеницы. При этом в явном запале утверждают, что всё это было впервые в мире реализовано именно на «тридцатьчетвёрке». И даже приводят совершенно фантастические истории о том, как якобы наши инженеры случайно на полигоне открыли то, что броня под наклоном расположенная, хуже пробивается. И дескать у немцев ничего подобного не было и в мыслях, додуматься они до всех этих «изобретений» не могли, и лишь познакомившись с советскими Т-34 (и жутко их испугавшись), стали пытаться создавать у себя что-то подобное.
Надо сказать, что «тридцатьчетвёрка» действительно тщательно изучалась немцами (а также и американцами, и англичанами) и оказала на них несомненное влияние.
Но разумеется, речь не шла о том, что, увидев дизель в моторном отделении Т-34, немцы стали рвать на себе волосы и восклицать: «Как же мы не додумались!».
Во-первых, увидеть дизельный двигатель на трофейном танке немцы могли гораздо раньше, после победы над Польшей. Поскольку поляки стали ставить дизельный двигатель на свои танки намного раньше, чем эти работы начались в СССР. И не только поляки.
Во-вторых, дизельные двигатели для своих танков немцы разрабатывали, и весьма неплохо. В частности, уже в 1939 году дизельный двигатель создавала фирма «Даймлер-Бенц» для своего проекта танка VK 20.01(D), предназначенного на замену Pz.Kpfw.III. Понятно, что это было точно не под влиянием Т-34. Но всё дело в том, что в Германии к тому времени уже фирма «Майбах» разработала для Вермахта целую линейку своих (весьма неплохих) карбюраторных моторов, под которые было разработано множество трансмиссий. И при выдаче здания на проектирование нового танка конструкторам заранее указывалось, какой мотор должен быть использован. Действительно ли моторы «Майбах» были столь замечательны, или играла свою роль коррупционно-бюрократическая составляющая, но именно под моторы этой фирмы изначально проектировались немецкие танки. Понятно, что в этих условиях дизели были обречены…
Что касается «изобретения» для Т-34 наклонной брони, то это выглядит смешно. Ну, во-первых, про наклонную броню знали ещё в Первую Мировую войну. И даже раньше, поскольку ещё в корабельной броне этот фактор упоминался.
Во-вторых, наклонную броню для Т-34 в любом случае «изобрёл» не Кошкин или Морозов, а Джон Уолтер Кристи. Поскольку на Т-34 она перешла от танка БТ, а те в свою очередь свою форму корпуса без изменений взяли от танка Кристи.
И кстати, преимущества наклонной брони на Т-34 существенно компенсировались неудобной компоновкой внутреннего пространство, этим самым наклоном вызванные. И немцы, и американцы, отмечают очень неудобное и тесное боевое отделение «тридцатьчетвёрки».
В том, что касается мощной длинноствольной 76-мм пушки, то как раз в этом плане хвастать особо нечего. Изначально на «тридцатьчетвёрках» ставили орудие Л-11, которое не особо превосходило немецкие орудия на их «четвёрках». А к лету 1943 года немецкие танки получили новые пушки, и всё преимущество Т-34 в этом плане закончилось. Вооружение немецких танков стало сильнее советских, а бронезащита лучше.
Интересный ещё такой есть факт: на испытания в СССР, 57-мм английские пушки танков «Черчилль» показали лучшую бронепробиваемость, чем советские 76-мм танковые орудия.
По поводу широких гусениц, это вопрос, вообще зависящий от предназначения танков и едва ли тут стоит говорить о каком-то преимуществе советских машин.
А теперь о самом главном мифе. Согласно которому, немцы после столкновения с нашими «тридцатьчетвёрками» на поле боя стали разрабатывать свои танки под их влиянием.
Во-первых, немцы в любом случае стали разрабатывать не танки, а противотанковые средства. Поскольку дуэли танк против танка в Вермахте вообще не предусматривались как основной вид боя. Поэтому появление на поле боя новых танков противника послужило толчком к перевооружению противотанковых частей с 37-мм пушек на 50-мм и далее на ещё более мощные. Причем речь не про советские танки, а английские и французские, с которыми Вермахт столкнулся в 1940 году. Влияние же, которое оказали советские «тридцатьчетвёрки» на немецкие «панцерваффе» было скорее концептуальным. Советский опыт показал, какого класса машины хорошо проявляют себя.
Но о копировании советских танков речь не шла.
И тут самое время вернуться к упомянутому проекту танка VK 30.02(D). В СССР этот танк расценивался как копия советского Т-34, который немцы сначала скопировали, а потом хотели принять на вооружение.
Но… тут советские историки, мягко говоря лукавили. Танк VK 30.02(D) действительно очень похож на Т-34, и это заставляет многих поверить в советскую версию. Тем более, что в дополнении к внешнему на нём даже был установлен дизельный двигатель. Какие ещё нужны доказательства?
Комментарии 36
А по поводу потерь, то потери собственно Красной Армии и Вермахта сравнимы. Остальное - мирное население.
Читаете документы по любой операции и сопоставляете потери. Очень рекомендую.