Это ж поможет обойти и вторую причину – избегание фрустрации. Фрустрация в двух словах – это негативное переживание при невозможности удовлетворить текущую потребности. Понятно, что мы не любим переживать подобные чувства. Более того, мы можем не уметь это делать. Более подробно я рассмотрел это механизм в статье
«Чем может помешать талант». И уже в разрезе этой проблемы важно понимать, зачем мы выбираем тот или иной путь. Понимать, какие сложности и препятствия нам встретятся на этом пути и как мы будем их преодолевать.
Как тут не вспомнить студентов медицинских ВУЗов, которые забирают документы после первой практике или ищут более «чистую» специализацию. Или когда человек в отношениях сталкивается с привычками и бытовым укладом партнёра, которые идут в разрез с его собственными взглядами.
Понятно, что не всегда возможно оценить всё то, что свалится нам на плечи при определенном выборе. Но это скорее повод всё хорошо обдумать и взвесить, нежели отказаться от цели. Например, если пара хочет усыновить сложного в плане здоровья ребёнка, было бы очень верным решением плотно ознакомится с особенностями таких детей, а не ограничиваться единичными встречами. Это поможет понять с чем они смогут справиться, а что всё же станет непосильной ношей.
Вообще, данный подход позволит лучше понять, насколько путь, который мы выбираем, соответствует нашим потребностям и ресурсам. Ведь не всегда самый очевидный путь – самый подходящий. И тут очень помогает замена вопроса «Почему я это выбираю?» на «Зачем я это выбираю?». То есть не что я получу в результате выбора, а что я хочу получить в результате выбора на самом деле. Это понимание даст силы и мотивацию преодолевать фрустрацию и не боятся трудностей, ведь путь осилит идущий.
И последнее – ожидания социума. И это может быть не просто причиной, а довольно существенным препятствием при выборе своего пути. И это препятствие может создаваться годами, начиная с детства, когда ребёнка отдают во всевозможные кружки, где он показывает приемлемые результаты и выставляют определённые цели, по достижении которых он получает любовь и признание. Причём у ребёнка не часто интересуются, насколько ему это интересно и хочется самому. К подобному результату приводит и обесценивание интересов ребёнка. Частая история, когда ребёнок хочет стать, например, физиком, а ему говорят, что он не потянет. Да, возможно, ему будет непросто, но это не значит, что не получится. Но не каждый родитель готов пройти с ребёнком такой путь. Ведь есть путь проще. Правда, проще исключительно для родителя.
Важно отметить, что это так же работает и в обратную сторону, когда ребенок отказывается от занятий, мотивируя это, например, скукой. Хотя причина совсем другая, и ребёнок просто пока не может справиться с возникающей фрустрацией. Например, мальчишке нравиться балет, но он боится, что над ним будут смеяться. К сожалению, родители не всегда готовы вникать в суть проблемы и просто идут на поводу у ребёнка.
Подобные механизмы приводят к тому, что человек обесценивает собственные потребности и ценности и подменяет их более «подходящими» к текущей среде. То есть выбирает путь, который гарантировано одобрит ближайшее окружение, а не тот, который соответствует его потребностям и устремлениям.
Как итог.
Исходя из выше сказанного, получается, что, выбирая путь неважно в чём: в профессии ли, в отношениях ли, в чём-либо еще, важно исходить в первую очередь из своих ценностей, потребностей и устремлений. Это позволит понять суть того пути, на который мы хотим встать. И уже после этого нам откроется выбор форм, из которых мы сможем выбрать подходящую конкретно нам в плане ценностей, навыков и наших ресурсов. Коротко:
Не путь определяет потребности, а потребности – путь.#психология #путь #потребности
Комментарии 1