#психология #ошибки #развитие #самопознание
    1 комментарий
    39 классов
    Ошибки нужны. Ошибки важны. На что хочется ориентироваться, когда хочется начать в жизни какое-нибудь новое дело? Самым очевидным кажется, что стоит посмотреть соответствующие истории успеха. Ну, наверно, конечно, стоит. Посмотреть, чего можно достигнуть. Но вот в остальном ориентироваться на него, может, и не стоит. По крайней мере, если и ориентироваться, то с оглядкой. И куда полезней будет проанализировать те опыты, где результат вышел не сразу или вообще не вышел. Почему так? Для начала нужно понимать, что мы не знаем начальных условий успешных стартов. В своих мемуарах люди могут красочно рассказывать о том, как начинали в гараже мастерить компьютеры, скромно умалчивая, кто их родители и как их пролоббировали в нужный момент. Так же далеко не всегда можно понять роль случайных событий и обстоятельств. Последнее, как правило, анализируют в случае неудачи. А вот в случае успеха они проходят мимо глаз: удачное расположение, время, пустота занимаемой ниши, знакомства и т. п. Даже случайный сарафан (и такое бывает). В моей жизни так было, когда я начинал свою психологическую практику: просто был ряд обстоятельств, которые позволили мне относительно легко стартануть и заниматься только психологией. Если бы я начинал практику сейчас, думаю, мне было бы в разы сложнее. Также я прекрасно осознаю, что моих стартовых условий у большинства молодых коллег просто нет. Более того, эти условия уже вряд ли дадут тот же эффект. То есть часто в успешном успехе имеет место слепая удача. И вот, чтобы не полагаться на удачу (всё-таки Фортуна переменчива), есть смысл проанализировать опыт менее удачливых начинателей. Самый очевидный плюс – можно понять, с какими сложностями можно столкнуться. Это важно, так как, не имея нужного опыта, некоторые вещи совсем не очевидны. Например, открывая своё дело, далеко не все хотят разбираться в бухгалтерии, а это потенциальные штрафы и приостановкой деятельности. Или пренебрегают нормальным бизнес-планом и не вытягивают «минусовой» период. Или в творческих начинаниях. Я часто наблюдал, как молодые музыканты, ожидая быстрого выхлопа от своей музыки, быстро разочаровывались в своём. А между тем путь музыканта может быть довольно тяжел и долог, с рутиной, постоянными компромиссами и уступками. Ведь мы часто видим конечный результат тех единиц, которые смогли. И не видим весь тот бэкграунд, который за этим стоит.
    1 комментарий
    46 классов
    #психология #мысли #простыемудрости
    1 комментарий
    59 классов
    #психология #счастье
    2 комментария
    27 классов
    #психология #близость #искренность
    2 комментария
    47 классов
    #психология #саморазвитие #тезисы_из_практики
    3 комментария
    4 класса
    Навязанное восприятие Навязанное восприятие Как-то на одной из сессий зашла речь о том, как мы воспринимаем и оцениваем то или иное событие, что влияет на наш выбор. И почему порой наши выборы приводят к разочарованию. Поразмышляв над этим, я пришёл к двум выводам: наши выборы и оценки определяются нашим опытом; там, где его не хватает, мы ориентируемся на знакомые атрибуты и готовые решения. Соответственно, при ограниченном опыте на наше восприятие можно влиять, подкидывая нужные атрибуты и показывая готовые решения в формате «как есть» (то есть без объяснения принципов и подходов). Так работает реклама, особенно в формате продакт-плейсмента: мы постоянно видим бренд, к которому искусственно прикрепляется атрибут. Например, думаю, у многих утренний кофе легко вызовет ассоциацию с успешным деловым человеком. Правда, этот кофе обязательно должен готовить крутой бариста из супер специального зерна. Чем круче бариста и дороже зерно, тем успешней бизнесмены, которые его пьют. А вот если вы его варите дома – это уже про другое. И никто не объяснит, почему это именно так. Понятно, что при нужном опыте мы сразу увидим, какие атрибуты отражают суть потребности, а какие нет. Бизнес и успех в нём – это не про кофе, а про труд и риски. А красивые кроссовки, какие бы брендовые они ни были, сами по себе не влияют на нашу фигуру. С учётом того, что в современном обществе существует постоянный дефицит времени и при этом принято «успевать жить», мы для экономии времени готовы поглощать готовые формы, не сильно задумываясь, насколько они соответствуют нашим устремлениям и истинным желаниям. Причём это не только про какие-то материальные вещи. Это также может быть выбор профессии и образа жизни. Даже выбор партнёра может происходить просто по знакомым атрибутам, без учёта реальных потребностей. Всё это и приводит к тому, что мы постоянно находимся во фрустрации, накапливая усталость и раздражение при внешней успешности. Успешность, к слову, тоже всего лишь атрибут. Причём сам по себе он не несёт какого-либо смысла. Так же стоит помнить, что опыт – это тоже готовая форма. И тут может сработать тот же механизм, что и при его отсутствии. А именно выбор по привычным атрибутам. И в случае каких-либо серьёзных дел это может привести к трагедии. Например, пренебрежение техникой безопасности. Тут есть ложный атрибут безопасности: опыт говорит, что всё в порядке, хотя это совершенно не так и рано или поздно произойдёт несчастный случай. Как же сделать свои выборы более осознанными, а восприятие более аутентичным? Первое, что приходит в голову – это расширять опыт. Причём принимать во внимание не только позитивный опыт, но и негативный. Последнее нужно хотя бы для того, чтобы понимать, что универсальных решений нет, как нет идеальных людей. Что любое дело будет содержать не только увлекательные и интересные задачи, но также будет наполнено рутиной и неприятными моментами. Второе – это лучше научиться понимать свои потребности, научиться заглядывать дальше первоначального импульса. Кстати, на эту тему у меня есть хороший тезис: За каждым иррациональным желанием лежит рациональная потребность. Разбирая своё желание по кирпичикам, мы вполне можем вполне докопаться до истинной потребности. Например, за покупкой дорого автомобиля может стоять не потребность в комфорте добираться из точки А в точку Б, а желание выделиться или стать «своим» в определённом круге. То есть потребность избежать одиночества.
    4 комментария
    4 класса
    Про важность эгоизма в любви и отношениях. Про важность эгоизма в любви и отношениях. На одной из сессий, довольно давно, у меня родился один прекрасный тезис: «Только эгоист может по-настоящему полюбить» Тезис был основан на той идее, что любить – это значит ценить человека таким, какой он есть. Со всеми его чувствами, желаниями, слабостями. А главное – с его ценностями, какие бы они не были. В свою очередь, чтобы понимать и принимать всё это, нужно уметь понять эту самую ценность для него самого. А как мы можем это сделать? Только сравнив со своим опытом: что-то ценное и важное должно быть у нас. Настолько ценное и важное, что мы могли бы этим пожертвовать только в особых случаях. А в остальных – отстаивать это, невзирая ни на что. Даже если другим это кажется мелочью, не заслуживающей даже малейшего внимания. Это касается как материальных вещей, так и нематериальных, будь то определенные поступки, нравственные нарративы или события. То есть, если я готов отстаивать что-то своё, действовать в своих интересах, мне легче понять, почему другой поступает также. Продолжая мысль, получается, что, чтобы понять и ценить чувства, потребности и ценности другого, надо понимать и ценить свои чувства, свои потребности и свои ценности. А это и есть эгоизм. В хорошем, позитивном смысле. Еще один важный тезис, который я отношу к здоровым отношениям, звучит так: «Здоровые отношения начинаются тогда, когда принимаешь их конечность» Идея тут простая: у любых отношений есть только два исхода. Первый – это расставание, второй – смерть. Как бы нам не хотелось вечных отношений, это невозможно. Хотя бы потому, что мы банально смертны. Да и важно понимать, что люди меняются со временем. Это тоже неизбежно: каждое событие трансформирует наш опыт, а следовательно, и нас самих. И в какой-то момент эти изменения могут прийти к противоречиям, из-за которых продолжать отношения не целесообразно, вне зависимости от того, как мы относимся к человеку и как он относится к нам.
    2 комментария
    5 классов
    Чем может помешать талант «…Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами.» Лев Озеров «К истории», 1965 год. Существуют люди, которым многое легко даётся. Почти с первой попытки. Думаю, у каждого был одноклассник, которому давалась всё и сразу, без особого труда. Смотришь на таких и завидуешь. Я часто встречал таких людей в своей жизни. Да что там, в некоторых сферах я и сам таким был. Например, я легко понимал математику, физику и химию. Но мне повезло – жизнь меня сильно ударила лицом о реальность. Будучи подростком, я очень сильно увлекался музыкой, но вот незадача – у меня абсолютно не был развит слух. Настолько, что я не был в состоянии даже гитару настроить нормально. Плюс ко всему, тогда интернета не было, поэтому всё изучалось путём проб и ошибок. Я с завистью смотрел на ребят из музыкалки, для меня было какой-то магией даже простая блюзовая импровизация. И я учился, учился и учился не смотря на неудачи. И научился. И даже некоторую часть жизни давал уроки игры на гитаре. Кто-то спросит, так в чём удача-то? А удача в том, что я таким образом выработал высокую толерантность к фрустрации. В переводе на русский – я научился нормально переживать неудачи, критику и учиться на ошибках. В свою очередь я часто встречал людей, которые как раз такой толерантностью не обладали. Как правило, они были довольно талантливы, эти таланты были довольно разнообразны, но была одна общая черта: навыки, определяемые этими талантами, им давались довольно легко. Впервые я обратил на это внимание именно в музыкальной сфере: часто встречались классные музыканты, техничные, но узконаправленные. И как правило, они особо не понимали, как они делают то, что делают. Ещё одной общей чертой было то, что, если появлялось направление, где они хотели бы себя попробовать, но терпели даже мелкую неудачу, направление откидывалось, зачастую под нелепыми предлогами. Я, конечно, несколько утрирую, но тенденция прослеживалась весьма чётко. В то же время музыканты, которым давалось всё с какими-либо сложностями, были разносторонне развиты и перед трудностями не пасовали. Подобную тенденцию я наблюдал и в других сферах. Почему так происходило? Как я писал выше, всё дело в толерантности к фрустрации, которая вырабатывается, когда мы сталкиваемся с неизвестностью. Логика тут простая: если у нас не получается что-то, тогда мы не знаем результата, это порождает тревожность. Поэтому нам проще отказаться от цели и вернуться к привычному. Думаю, многие слышали про «выход из зоны комфорта». Тут комфорт – это не про мягкий диван, а про предсказуемость, которая и понижает эту самую тревожность. Вот так и получается палка о двух концах: вроде всё даётся легко, а выйти из привычного очень тяжело. И, наоборот, всё даётся через пот и слёзы, но начинаешь понимать пословицу «Глаза бояться, руки делают». Кто-то возразит, что есть талантливые люди, которые не боятся трудностей! И будут правы. Ведь наличие таланта, читай предрасположенность к чему-либо, и умение проживать фрустрацию сами по себе никак не связаны. Связь эта может появиться и проявится в определенных условиях.
    2 комментария
    2 класса
    Путь и потребность На одной из сессий мы с клиентом рассуждали над тем, как обрести свой путь и цель. И эта тема оказалась близка с некоторой стороны с явлением, которое Виктор Франкл называл потенциализмом. Если совсем вкратце, то люди часто пытаются реализовывать не то, что хотят, а то, что могут. То есть определяют свой жизненный путь не из своих потребностей и устремлений, а из того, что могут здесь и сейчас. Понятно, что такой подход не всегда оправдан и может вести к тому, что человек всю жизнь занимается не тем, чем хотел бы. Более того, довольно часто от этого страдают дети, когда родители хотят задействовать их, детей, потенциал «на максимум». Почему же так происходит и как понять, когда стоит реализовывать свой потенциал, а когда это будет не более чем потеря времени и ресурсов? И так, почему так происходит. Тут в голову приходит несколько независимых друг от друга причин: • Быстрое удовольствие (более простой путь); • Избегания фрустрации; • Ожидания социума. Быстрое удовольствие – это удовольствие здесь и сейчас. Зачастую человек выбирает действие, результат которого он увидит сразу. А если это ещё и принесёт удовольствие, то такое действие быстро закрепится как приоритетное. Поэтому, например, человек может предпочесть алкоголь походу к психологу. В разрезе же вопроса статьи человек будет рассуждать примерно так: зачем вкладываться в дело (например обучаться), которое требует много времени и ресурса, да ещё и не гарантирует результат. Как правило, такое рассуждение идет из Внутреннего Ребёнка, так как он не может рассуждать сложными категориями и для которого удовольствие является всегда приоритетным. Например, в музыкальной среде я часто наблюдал такую картину: человек, умея играть, скажем, на гитаре, которая далась ему довольно легко, хочет освоить барабаны, игра на которых от него требует совсем других навыков, но не может их освоить с наскока и довольно быстро отказывается от затеи. В итоге он возвращается к гитаре как к более простому пути, тем самым уже отказываясь и от своих устремлений. Я думаю, каждый в своей жизни делал похожий выбор. И не всегда этот выбор был в нужную сторону. Поэтому важно понимать о чём наша потребность: о сиюминутном удовольствии или это вклад во что-то большее.
    1 комментарий
    2 класса
Ошибки нужны. Ошибки важны.
На что хочется ориентироваться, когда хочется начать в жизни какое-нибудь новое дело? Самым очевидным кажется, что стоит посмотреть соответствующие истории успеха. Ну, наверно, конечно, стоит. Посмотреть, чего можно достигнуть. Но вот в остальном ориентироваться на него, может, и не стоит. По крайней мере, если и ориентироваться, то с оглядкой. И куда полезней будет проанализировать те опыты, где результат вышел не сразу или вообще не вышел.
Почему так? Для начала нужно понимать, что мы не знаем начальных условий успешных стартов. В своих мемуарах люди могут красочно рассказывать о том, как начинали в гараже мастерить компьютеры, скромно умалчивая, кто их родител
Хочу, готов, вынужден.
Намедни на одной из сессий зашел разговор, как отличить реальную помощь и спасательство. То есть когда мы реально помогаем, а когда это не более чем игра, чтобы потом выставить претензию. Да и в целом, как не надорваться в этой помощи и как понять, где мы тратим ресурс, помогая, а где получаем.
Что такое спасательство? Это типичное «причинение добра», когда помощь оказывается из-за желания помочь без учёта реальной необходимости в этом и желания «спасаемого». Когда мы помогаем лишь для того, чтобы закрыть внутреннюю тревогу или справиться с внутренними противоречиями.
В противоположность, реальная помощь начинается с вопроса, нужна ли она и в какой форме. И готовнос
Показать ещё