КОРАБЛИ
КАПИТАНА НЕМО
...1866 год ознаменовался удивительным происшествием, которое, вероятно, еще многим памятно. Не говоря уже о том, что слухи, ходившие в связи с необъяснимым
явлением, о котором идет речь, волновали жителей приморских городов иконтинентов, они сеяли тревогу среди моряков. Купцы, судовладельцы, капитаны судов, шкиперы, как в Европе, так и в Америке, моряки военного флота всех
стран, даже правительства различных государств Старого и Нового Света были
озабочены событием, не поддающимся объяснению. Дело в том, что с некоторого
времени многие корабли стали встречать в море какой-то длинный,
фосфоресцирующий, веретенообразный объект, далеко превосходивший кита как
размерами, так и быстротой передвижения.
Вы,
конечно, узнали, откуда эта цитата. Конечно: Жюль Верн, «20 000 лье под водой».
В истории мировой фантастики едва ли найдется другой роман, сопоставимый по
популярности с книгой прославленного француза о таинственном капитане Немо и
его подводном корабле «Наутилус». По мотивам (более или менее близким) этого
произведения были поставлены спектакли, сняты художественные фильмы, а капитан
Немо по праву вошел в «золотой фонд» самых знаменитых литературных персонажей.
Об этой книге и ее главном герое написаны десятки, если не сотни различных,
весьма разносторонних статей и целых монографий. Пользуясь этим многообразием,
мы не станем здесь придираться к очевидным ошибкам, допущенным Жюлем Верном при
«проектировании и эксплуатации» его «Наутилуса». Не станем и доискиваться, кто
мог послужить реальным прототипом капитана Немо. О том и о другом написано
более чем достаточно, у нас иная задача – рассказать о странных событиях,
повествуя о которых, трудно не вспомнить «Наутилус» и его капитана.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПОДВОДНЫЙ
МИР
К
1866 году, к которому относится действие романа, подводные лодки как таковые
далеко уже не были новинкой. Стремление человека проникнуть в загадочный и
манящий подводный мир, вероятно, столь же древнее, как и само стремление к
познанию. Достаточно упомянуть хотя бы Александра Македонского, якобы
спускавшегося на морское дно в подобии водолазного колокола! Ну, а начало
истории субмарин следует, пожалуй, связать с именем Леонардо да Винчи, который
и высказал идею боевого применения подводных аппаратов. Еще в 1578 году
англичанин Уильям Борн описывал подводную лодку из тюленьих шкур и кожаный
подводный корабль с балластными цистернами, будто бы воевавший в Черном море.
За достоверность этого сообщения, конечно, трудно поручиться, но вот
исторический факт: в 1620 году по прямому указанию короля Англии Якова I была
построена и успешно испытана в Темзе весельная подводная лодка. Имя
конструктора — Корнелиус Ван Дреббель, голландский инженер (1572 – 1633). Не
отставала и Россия. Еще при Петре I механик-самоучка Ефим Никонов
продемонстрировал на Галерном Дворе (в присутствии самого Петра) модель своей
субмарины. Лишь смерть царя-реформатора помешала завершить замысел «потаенного
огневого судна большого корпуса». Первая же подводная лодка, с относительным
успехом принявшая участие в военных действиях, была построена в Америке во
времена Гражданской войны инженером Хорэсом Ханли. Под именем «Ханли» эта
субмарина вошла в состав флота Конфедерации и 17 февраля 1864 года потопила
шлюп северян прикрепленной миной. Правда, и сама после взрыва пошла ко дну. Эта
дата — 17 февраля 1864 года — и считается днем боевого крещения подводного
флота.
Словом,
как мы видим, Жюль Верн в его эпоху не придумал ничего принципиально нового.
«Наутилус» отличают, скорее, не качественные, а количественные характеристики –
плавает быстрее, погружается глубже, остается под водой без всплытия дольше.
Вот и вся, в сущности, разница, если не цепляться к малосущественным деталям.
ВОТ ВСПЛЫВАЕТ В МОРЕ КТО-ТО…
В
романе Жюля Верна точно указана дата встречи американского фрегата «Авраам
Линкольн» с «Наутилусом» капитана Немо. Это произошло 5 ноября 1866 года на 31
градусе 15 минутах северной широты и 136 градусах 42 минутах восточной долготы,
в двухстах милях от японских берегов. Но то была встреча вымышленная,
нарисованная воображением фантаста. А десятью годами позже при похожих
обстоятельствах и в том же районе (координаты отличались от указанных писателем
всего на 15 миль) произошла встреча реальная, подтвержденная показаниями
свидетелей – членов экипажа американского же фрегата «Джон Д. Дартмур». Вот что
было записано в вахтенном журнале этого корабля, вот что рассказывал капитан, а
также подтверждала вся команда по прибытии в порт назначения: «Мы следовали
курсом к юго-востоку (конкретные координаты, галсы, навигационные подробности
опускаем, как не имеющие отношения к делу – Авт.) со скоростью пятнадцать миль
в час. Около полуночи милях в двух по правому борту было замечено яркое сияние
в море. Световой овал раза в два превосходил размеры нашего корабля, так что
это не мог быть кит, к тому же киты не светятся. Некоторое время этот ореол
света сопровождал «Дартмур», потом резко устремился вперед со скоростью, вдвое
превосходящей нашу, и очутился прямо по курсу. Раздался шум, похожий на дыхание
кита, но гораздо сильнее, огромная туша поднялась из глубины на поверхность. Мы
хорошо ее видели, потому что сияние никуда не исчезло. Спина этого морского
монстра отливала синеватым металлическим блеском. Спереди, сзади и в центре
возвышалось нечто наподобие громадных искривленных плавников. Они соединялись с
обеих сторон какими-то белесыми перепонками, по которым пробегала судорожная
дрожь. Свет, по-видимому, излучали именно эти перепонки. Я отдал приказ
отворачивать, чтобы избежать столкновения с чудовищем, но выполнить его не
успели – туша мгновенно погрузилась в океан, сияние померкло и пропало».
К
заявлению капитана и команды «Джона Д. Дартмура» отнеслись серьезно, ведь
появление загадочного морского чудовища могло угрожать судоходству. В район
встречи вышли пять военных кораблей. В течение месяца они безрезультатно
утюжили океан и вернулись ни с чем. Возможно, об этом случае вскоре забыли бы,
похоронили в архивах – океан велик и глубок, далеко не изучен, мало ли что там
всплывает из бездны и вновь бесследно в ней пропадает. Возможно, если бы…
события с «Джоном Д. Дартмуром» не напомнили о себе вновь через год самым
трагическим образом.
МОНСТРЫ АТАКУЮТ
3
сентября 1877 года с американской канонерки «Мидлтон Эссекс» был замечен корабль.
Двигался он как-то странно, словно просто дрейфовал, никем не управляемый, на
сигналы не отвечал. Понаблюдав некоторое время за непонятными маневрами
корабля, капитан «Мидлтон Эссекса» принял решение высадиться. Таинственный
корабль оказался шхуной «Либерти». Так называлось много кораблей, и поначалу
капитан не мог решить, английский это корабль или американский. Но когда шлюпка
канонерки приблизилась, один из матросов опознал шхуну, так как некоторое время
ранее служил на ней. Шхуна принадлежала Америке, но на борту никого не было,
кроме пса, ведшего себя одновременно и робко, и агрессивно. Собака прижимала
уши, рычала, словно была чем-то сильно напугана. Словом, классический образец
«корабля-призрака», если бы не одно «но»: вахтенный журнал. Записи в нем
позволяли пролить свет на обстоятельства исчезновения экипажа. Предпоследняя
запись гласила о появлении возле корабля трех огромных, совершенно одинаковых
морских чудовищ. Описание их в точности совпадало с описанием капитана «Джона
Д. Дартмура». Монстры передвигались со скоростью около 50 миль в час (такую
скорость развивал и жюльверновский «Наутилус»), то уходя вперед, то
возвращаясь, а потом выстроились треугольником вокруг «Либерти». Последняя же
запись в журнале была сделана много ниже, другим почерком – торопливым,
скачущим. Там стояло: «Человек громадного роста с черным лицом». Далее следовал
угловатый росчерк… И все. Спасательные шлюпки были на месте. Никто из команды
«Либерти» больше никогда и нигде не объявился, равно как и загадочных монстров
больше никто и нигде не встречал.
ИСТИНА ГДЕ-ТО РЯДОМ?
Что
ж, давайте рассуждать. Гипотезы о вмешательстве инопланетян всерьез касаться не
станем, потому что с их помощью можно объяснить все, что угодно, а точнее,
ничего не объяснить – мол, во всем виноваты пришельцы, и точка. По той же
причине не станем привлекать к ответственности сверхъестественные силы. Но если
эти подводные корабли (а в том, что это именно корабли, а не редкостные
порождения морской фауны, сомнений нет) реальны, откуда они взялись? Позволял
ли технический уровень того времени создать столь маневренные и
высокоскоростные субмарины?
В
принципе, скорее да, чем нет. Техника в середине XIX века развивалась
стремительно. Но ведь подводные корабли нужно было где-то построить, им
необходима база? Обратимся вновь к откровениям капитана Немо: «Каждая часть
моего корабля получена мною из различных стран земного шара. Предназначение
каждого заказа было вымышленным. Моя судостроительная верфь находилась на
пустынном острове в открытом океане. Там обученные мною отважные товарищи под
моим наблюдением собрали «Наутилус». Когда корабль был собран, огонь уничтожил
всякие следы нашего пребывания на острове, который, если бы мог, я взорвал бы!»
Ну,
хорошо, допустим, аналогичным образом был собран не один корабль, а несколько.
Допустим, электрические машины могли сообщить кораблям такую неслыханную
скорость. Правда, ненадолго, но ведь батареи (капитан Немо пользовался
химическими источниками тока — элементами Бунзена) можно перезаряжать. Но кто
финансировал столь грандиозный проект? Пираты? У всех пиратов мира, вместе
взятых, не хватило бы денег. Да и талантливых инженеров среди них вряд ли
много. И кто такой «человек с черным лицом»? Африканец? Но неужели американец
из команды «Либерти» не отличил бы африканца и не назвал бы его прямо?
Возможно, это был человек в маске. Тогда все же пират? Но на борту «Либерти»
весьма значительные ценности остались нетронутыми. Мотивы действий экипажей
таинственных субмарин остаются совершенно неясными. Зачем им понадобилось
похищать или умерщвлять команду «Либерти»? Непонятно. Как непонятно и то, куда
все эти подводные лодки подевались потом…
ТАЙНА ЖЮЛЯ ВЕРНА
За
14 лет до гибели «Титаника», в 1898 году, мало кому тогда известный
американский писатель Морган Робертсон издал роман «Тщетность». В книге
описывалось крушение огромного лайнера под названием «Титан». После гибели
«Титаника» автор романа Морган Робертсон был провозглашен пророком. Это его
прозрение удивительно, настолько детально он описывает события, которые произошли
с «Титаником». Идея написания книги возникла у автора во время болезни, и, как
потом утверждал он сам, огромный гибнущий корабль вдруг явился ему во сне.
Тогда как же можно объяснить тот факт, что в романе Жюля Верна «20 000 лье под
водой» почти буквально предвосхищены обстоятельства встречи «Джона Д. Дартмура»
с неопознанным морским монстром? Вот эта тайна великого фантаста, похоже, так и
останется тайной.
Андрей БЫСТРОВ
P.S. Статья опубликована в журнале СТУПЕНИ №17 за 2016 год
Комментарии 3