Картину впервые представили в ноябре 1871 года на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Майская ночь» с ее мистическим сюжетом не соответствовала программе передвижников, которые стремились объективно отражать реальную действительность. К тому же основной темой полотна стали не социальные проблемы, а традиционная культура и народные верования. Однако и зрители, и критики, и художники отнеслись к полотну с интересом, а сразу после выставки его приобрел Павел Третьяков.
На картине нет изображения луны — только лунного света, который преображает ночной пейзаж яркими бликами на стенах заброшенной хаты и одеждах утопленниц. Крамской считал, что передать лунное свечение было его главной технической задачей: «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…»
Русалки Крамского в белых рубахах до пят эфемерны и меланхоличны. Они вышли из пруда: одни устроились на поваленных стволах тополей и разрушенных мостках, а другие ушли в лесную чащу, слились с листвой кустарников. Безучастны и прекрасные лица русалок. Портретист Крамской намеренно лишил их индивидуальности и ярких черт: сонм «лунных» девушек уже не принадлежит миру людей. Они сливаются с лилиями в пруду, со стволами деревьев и соцветиями сирени. Красота русалок теперь не в чертах лица, а в отраженном лунном свете.
О картине ходило множество легенд. Говорили, что в галерее Третьякова по ночам слышалось пение, возникало ощущение внезапной прохлады, а барышни, которые долго смотрели на картину, якобы сходили с ума или бросались в реку.
Соседством с «Русалками» суеверная публика связывала и тот факт, что висевшая рядом картина «Грачи» Алексея Саврасова в первую же ночь на выставке передвижников упала со стены. А сам Третьяков будто бы чувствовал усталость рядом с полотном. По совету старухи няньки он перевесил его в темный угол, чтобы на картину не попадал солнечный свет, и только после этого русалки перестали «колобродить».
#КартинаВДеталях_КультураРФ #КультураРФ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
398
Иван не кончил Академию искусств –
Четырнадцать художников ушли в артель.
Тогда свобода творчества была их цель,
Свобода выражения идей и чувств.
.
Навечно в ненадёжной памяти людской
Остался мастер как глава артели,
Хотя, (что говорить!) – на самом деле
В искусстве нашем – идеолог, вождь…
К&р&а&м&с&к&о&й&.
(Из цикла
моих стихов «Великие люди.
Загадки с
отгадками» на портале «Стихи.ру»)