Портрет писателя Августа Стриндберга
Своего друга, писателя Августа Стриндберга, Мунк изобразил в обрамлении рамки с женским силуэтом и подписал портрет как «Стиндберг», лишив его буквы «р» в фамилии. Стриндберг так разозлился, что на следующий сеанс пришел с револьвером, дабы художник не лишил его портрет еще чего-нибудь.
И хотя Мунк не любил писать портреты на заказ (ему нужно было хорошо знать того, кого он пишет), иногда он делал исключение. Один судовладелец попросил Мунка написать портрет его дочери. Когда работа была закончена, судовладелец отказался платить за работу.
— Она выглядит ужасно.
— Точно, — согласился Мунк. — Ваша дочь некрасивая и злая. Но картина-то получилась хорошая.
Признание и одиночество
Настоящая слава пришла к Мунку, когда ему было уже за сорок. Неожиданно «Больная девочка» стала классикой норвежской живописи, Национальная галерея Осло боролась за то, чтобы выкупить полотна художника из частных коллекций.
Мунк к обрушившейся на него славе относился недоверчиво. Он вообще старался поберечь нервы, ведь недавно вышел из психиатрической клиники в Копенгагене, где провел добрую половину 1908 года. Больше Мунк не употреблял алкоголь, разве что бокал шампанского перед визитом к дантисту. Он избегал шумных компаний, старался больше спать и перестал есть мясо.
Профессор Якобсон, вылечивший Мунка, сотворил чудо: художник поступил в клинику в очень плохом состоянии. Расшатанные нервы и годы алкоголизма вконец его измотали. Эдвард не мог перейти улицу, если предварительно не выпивал рюмку-другую. У Мунка началась мания преследования: он подходил к незнакомым людям, которые, как ему казалось, шептались о нем, и мог без предупреждения ударить. Художник был уверен, что безумие передалось ему по наследству, не зря его младшая сестра Лаура угодила в сумасшедший дом с шизофренией. Значит, он следующий. Но Эдвард, в отличие от Лауры, болезнь почти победил, хоть и плакался потом Стенерсену: «Не думайте, что легко выйти из больницы. Если тебя там о чем-либо спрашивают, нельзя отвечать как хочется. Нужно сначала подумать и догадаться, какого ответа от тебя ждут».
Оказавшись на свободе, 45-летний Мунк приобрел новый дом подальше от центра Осло и назвал его Экелю. Постепенно Мунк сделал к дому несколько пристроек — все для «детей», иначе он свои картины больше не называл. По иронии, когда спрос на картины Мунка вырос, купить их у него было сложнее всего. «Сначала я получал так мало за свои картины, что не было смысла продавать. А теперь получаю так много, что не нужно продавать».
Нет комментариев