После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала их все до единого.
Картина вошла в историю. Так увлекательно, как это сделала Лиознова, отечественные сериалы ещё не снимали, не было этого и позже.
Над «Семнадцатью мгновениями» работали три года: сейчас за это время можно снять 30 сериалов, но в советские времена производство было штучным. А Лиознова, к тому же, оттачивала каждую актёрскую реплику, каждый сюжетный ход, и достаточно банальная сюжетная основа приобретала глубину.
Этот сериал сделал писательскую карьеру Юлиана Семёнова, без него плодовитый и бойкий автор так и остался бы на вторых литературных ролях. А реакция советского народа на «Семнадцать мгновений» видна по эмоциям Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, смотревшего сериал на даче.
Когда вышел сериал Лиозновой, генсек сильно сдал. Глядя на экран, он начинал плакать. Когда показывали приключения радистки Кэт, восхищался подвигами советских женщин, и даже лично позвонил игравшей её Екатерине Градовой. Чуть позже Градовой дали орден «Знак Почёта».
Госпремию «Семнадцать мгновений весны» не получил, её отдали «Бегству мистера Мак-Кинли», но спустя 45 лет видно, что эти работы несоизмеримы. «Мак-Кинли» забыт, а «Семнадцать мгновений» стали мифом, разошлись на цитаты.
Историки-знатоки Третьего Рейха писали, что в сериале масса фактических ляпов — вплоть до вышедшей из обихода в 1939 году чёрной униформы.
Но гораздо важнее, по их мнению, то, что вся показанная в «Семнадцати мгновениях» система субординаций и взаимодействий для гитлеровской Германии была нехарактерна.
Юлиан Семёнов описал советскую систему формальных и неформальных служебных отношений, а Лиознова блестяще её воспроизвела в отчасти фантастическом немецко-фашистском антураже.
Мир, в котором жил Штирлиц, был понятен и узнаваем — зрители полюбили сериал ещё и поэтому.
***
Реставрация картины была задумана по причине непригодности для показа в прайм-тайм. Добавить ей цвет, пользуясь случаем, предложил известный российский тележурналист и телеведущий Александр Любимов, ставший впоследствии продюсером этого проекта.
Как утверждает Любимов, дух эпохи в картине сохранить удалось. Колоризация фильма велась под творческим руководством его режиссера Татьяны Лиозновой и сделана была в стильных приглушенных тонах арт-деко.
Реставрация фильма продолжалась 3 года, за это время в ней приняло участие около 600 человек из пяти стран мира (Россия, США, Корея, Китай, Индия). В работе использовались не только современные технологии, но и ручная работа – раскраска картины кадр за кадром.
При участии самых опытных художников было отобрано порядка 1500 ключевых кадров фильма, которые были колоризованы в России и впоследствии использовались в качестве образцов для дальнейшей работы. В процессе были задействованы профессиональные консультанты-историки, которые провели серьезную работу над определением правильных форм и цветов орденов, медалей, автомобилей и многих сотен других предметов, появляющихся в кадре. В общем, была проделана огромная работа.
В 1973 году цвета в кино уже давно существовали, а черно-белое кино, тем более о Великой Отечественной Войне, в немалой степени ассоциируется с хроникой военных лет, которая сама по себе является очень значимым и мощным явлением в кинематографе. Явлением, которое в умах старшего поколения до сих пор воспринимается с болью, любовью, ненавистью, радостью, гордостью и другими очень сильными и сложными эмоциями. Таким образом получается, что черно-белый фильм – это и есть самая лучшая стилизация под события времен второй мировой войны.
Комментарии 10