«Лестница смерти» - этот подъем так называли потому, что заключенные концентрационного лагеря Маутхаузен должны были таскать по ней гранитные камни весом 50 кг.
    1 комментарий
    4 класса
    175 лет со дня рождения гениального изобретателя винтовки - Мосина Сергея Ивановича. (14.04.1849-08.02.1902)
    1 комментарий
    51 класс
    Этот удивительный человек по матери был крымским татарином, а по отцу - лакец, горец из Дагестана. Он родился в Алупке, зелёные улочки которой сбегают к морю. Его детство прошло в солнечном Крыму. И, хотя в его имени есть и "хан" ,и "султан", был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой, дочерна загорелым на южном солнце и очень бедовым. Отчий дом Амет-Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить... орлов. Но жизнь брала своё: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком. Одновременно учился летать в Симферопольском аэроклубе. В 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо его приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части. Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет-Хан встретил в 4-м истребительном авиаполку (Одесский Военный округ) под Кишинёвом. 22 июня 1941 года рано утром с аэродрома Григориополь для проверки данных о нарушении государственной границы СССР германо - румынской армией в воздух поднялась 1-я эскадрилья 4-го истребительного авиаполка. На реке Прут, по которой проходила граница, увидели грозное зрелище: сплошным потоком по мосту катились чужие танки, артиллерийские самоходки, автомашины, мотоциклы... Когда подлетали к своему аэродрому, на поле полыхали самолёты, ангары, дымились развороченные бомбами взлётные полосы. Сели на запасном аэродроме. В первый же день на биплане И-153 он провёл несколько штурмовок, по 5-6 раз вылетая на боевые задания. Через 3 дня полк перестал существовать: материальная часть была полностью уничтожена... В октябре 1941 года лётчик был назначен командиром звена того же полка (147-я истребительная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт). К тому времени он произвёл 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награждён орденом Красного Знамени. В характеристике на 21-летнего лётчика, составленной в те дни, командиры отмечали: "Тов. Амет-Хан Султан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках". В конце декабря 1941 года лейтенант Амет-Хан Султан в числе других лётчиков полка был направлен в Кинешму (Ивановская область) для переподготовки на английский истребитель "Харрикейн". Затем вернулся в свой полк, который в это время вошёл в систему ПВО города Ярославля. 31 мая 1942 года на окраине Ярославля на высоте 7300 метров Амет - Хан встретил немецкий бомбардировщик Ju-88D-1. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. "Юнкерс" на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет-Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел "Юнкерс", снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало - кончился боезапас. Стрелять было нечем... На борту "Юнкерса", видно, поняли это: самолёт теперь даже не маневрировал, а на большой скорости просто уходил к линии фронта. Истребитель пронёсся близ "Юнкерса" и, блеснув молнией, почти отвесно ринулся вниз. А в следующий миг его правое крыло, точно меч, рассекло плоскость бомбардировщика. Раздался скрежет металла, и в небе тотчас потянулся дымный след от моторов "Юнкерса". Амет-Хан выбросился из неуправляемого самолёта с парашютом. ...Жители поволжской деревни Дымокурцы поначалу приняли спустившего с неба смуглого черноглазого Амет-Хана за чужака и наставили вилы... Пришлось лётчику, отвернув борт кожаного реглана, показать орден Красной Звезды, чтобы развеять последние сомнения. Подбежавшие сельские мальчишки доложили, что "фриц упал вон там, а крыло от него - вот здесь, близко". Перед перелётом в Прибалтику эскадрилья, которой командовал Амет-Хан, отличилась в боях над Днепром. Только за неделю боёв его подопечные уничтожили 32 немецких самолёта. Из них 4 - сбил лично командир эскадрильи: 2 - в районе Одессы и 2 - над Николаевом. В феврале 1945 года на подступах к Кёнигсбергу шли особенно ожесточённые бои. Окружённые, прижатые к морю, блокированные с воздуха немецкие войска оказывали упорное сопротивление. Под Кёнигсбергом вместе с нашими лётчиками сражались французские лётчики эскадрильи "Нормандия - Неман". На Кёнигсберг летали в те дни "Пешки" и "Илы", засыпая бомбами укреплённые немецкие артбатареи. "Мессеры" и "Фоккеры" взлетали в сторону моря, набирали высоту, а затем из-за облаков нападали на наши бомбардировщики. Истребители должны были перехватывать фашистские самолёты ещё над морем. Завидев их, фашистские самолёты обычно убирались, давая простор для пальбы своим зениткам. Прямо над Кёнигсбергом разыгралась однажды схватка шестёрки Бориса Масленникова с шестёркой FW-190. Но Масленников заметил только пару их и бросился в атаку. Четыре "Фоккера" в это время навалились на новичков - Чубукова и Хвостова. Хвостова им удалось подбить, и Чубуков остался один против наседавшей четвёрки вражеских самолётов. "Если бы не подоспел Амет-Хан, - рассказывал он после боя однополчанам, - неизвестно, чем бы всё это кончилось для меня". Войну Амет-Хан Султан заканчивал ,летая на истребителе Ла-7. "Хороши американские "Аэрокобры", а всё же наш конёк "Лавочкин" лучше !" - резюмировал Амет-Хан, освоив новый самолёт. На этой машине он воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов (в том числе 18 января и 26 января - по одному FW-1902 ). С конца апреля лётчики 9-го Гвардейского ИАП, ища противника, летали уже над Берлином. Немецкие самолёты, издали завидев наши Ла-7, поворачивали вспять, а одна их группа повела себя и вовсе странно: подавала сигналы, похоже, о том, что хотят сдаться в плен. Лавриненков с Амет-Ханом были удивлены, но и рады, привели группу на аэродром. Немецкие пилоты хорошо произвели посадку. Видно, приходилось им здесь базироваться. Срулив с посадочной полосы, выключили моторы и подняли руки. Объяснили: они не хотят продолжать бессмысленную войну... Последнюю победу он одержал 25 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф. Амет-Хан вёл шестёрку Ла-7 на перехват самолётов противника. Ожидая появления врага, Амет-Хан долго патрулировал над указанным ему участком города. Его время в полёте уже истекало, горючее было на пределе, когда из-за облаков выскочили "Фоккеры". Амет-Хан первой пушечной очередью поджёг ведущего группы. Пилот (командир группы, кавалер Железного креста с Дубовыми листьями) выпрыгнул с парашютом, а ведомые покинули поле боя. По официальным источникам, к концу войны совершил 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 (в том числе 12 бомбардировщиков, 17 истребителей и 1 транспортный) и в группе 19 самолётов противника. [В своих недавних исследованиях М. Ю. Быков указывает на 30 личных побед лётчика.] 29 июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Воздушная армия ) Гвардии майор Амет-Хан Султан был награждён второй медалью "Золотая Звезда". После войны направленный в академию по настоянию командования, Амет-Хан не мог заставить себя учиться, несколько раз убегал оттуда, возвращался в полк. Вынужден был уйти из армии, демобилизовался в звании Гвардии подполковника. ...Он нашёл себя на испытательной работе в НИИ ВВС, где почти четверть века испытывал реактивные самолёты и планеры. В 1961 году ему было присвоено звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР". Дважды Героем Советского Союза пришёл Амет-Хан на испытательный аэродром. Здесь уже брала старт реактивная авиация. Амет-Хану помогли войти в строй. И вот первая сложная работа. На необычного вида планере, оснащённом пороховыми ускорителями, он поднимался за буксировщиком на огромную высоту. Отцепив трос, бросал машину в пике. Со сверхзвуковой скоростью планер мчался к земле. Но лётчик не спешил выводить машину. Требовалось испытать её на предельных режимах устойчивости и управляемости. Работу эту Амет-Хан провёл успешно. Ему стали поручать ещё более ответственные задания. Более 20 лет поднимался в воздух с испытательного аэродрома Амет-Хан Султан. Здесь, как и в боях, его также отличали мужество, верность Родине. Надо было действительно очень сильно любить своё дело, чтобы сказать: - Если есть хоть небольшая надежда, я не оставлю машины. Он произнёс эти слова незадолго до своего последнего полёта... 1 февраля 1971 года Амет-Хан вылетел на "летающей лаборатории", чтобы испытать новый авиационный двигатель, который помещался внутри салона и выпускался наружу с помощью специального устройства. Когда самолёт вошёл в зону испытаний и бортинженер начал опускать двигатель, радист сообщил на землю о начале выполнения полётного задания. Это было последнее сообщение, которое получили на КП от лаборатории... Самолёт упал в болото. Весь экипаж погиб. Пилотскую кабину с Амет-Ханом, вторым пилотом Евгением Бенедиктовым и штурманом Вильяном Михайловским отбросило далеко в сторону, а бортмеханика Радия Ленского и радиста Алексея Воробьева нашли в самолёте. До последнего мгновения экипаж пытался спасти машину. Что произошло в тот трагический день, до сих пор неясно. Скорее всего, взорвался испытываемый двигатель.
    8 комментариев
    209 классов
    video_7422264415511.mp4
    4 комментария
    89 классов
    Сталин на его личном деле написал: «Преданный человек. В звании восстановить». ⠀ Случай этот, конечно, уникальный! Мало кому после немецкого плена возвращали звания, ордена и медали, а семьи не подвергали репрессиям. ⠀ На долю генерал-лейтенанта Михаила Федоровича Лукина выпали тяжелейшие бои 1941 года, когда немцы теснили Красную Армию от западных границ все дальше и дальше на восток. Несмотря на упорное сопротивление советских войск, в лапах у оккупантов раз за разом оказывались крупные населенные пункты: Минск, Смоленск… ⠀ В районе Смоленска как раз и оказалась 16-я армия генерала Лукина. К сожалению, все усилия генерала по объединению разрозненных частей 19-ой и 20-ой армий к ощутимым результатам не привели, и 28 июля 1941 года и в ходе ожесточенных боев Смоленск пришлось оставить. Впоследствии за оборону Смоленска Михаил Федорович был награжден третьим орденом Красного Знамени. Переправив войска через Днепр, генерал Лукин сумел сохранить большую часть личного состава и техники. Сам генерал во время отступления попал под грузовик, обезумевший водитель которого, впопыхах не заметил командующего. ⠀ Отказавшись от эвакуации в тыл, М.Ф. Лукин принял командование 19-ой армией генерала Конева, которого назначили командующим Западным фронтом. Генерал-лейтенанту Лукину была поставлена задача, во что бы то ни стало вывести войска из окружения. Именно тогда Михаил Федорович получил телеграмму от Сталина, которая заканчивалась словами: «Если не пробьетесь, защищать Москву будет некем и нечем. Повторяю: некем и нечем». ⠀ Завершить возложенную на него задачу генералу Лукину не удалось. Получив многочисленные ранения, 14 октября 1941 года его полуживого взяли в плен немцы. Позже он писал своей сестре: «Они взяли не меня! Они взяли мой труп!». В плену генералу Лукину ампутировали ногу, а правая рука оказалась парализованной. С самых первых допросов М.Ф. Лукин отказался сотрудничать с немцами. Не помогли склонить генерала и личные встречи с А. Власовым, который предлагал ему возглавить военное руководство Русской освободительной армией. На что Лукин ответил твердым отказом. ⠀ По мере того как война близилась к своему завершению, у Михаила Федоровича затеплилась робкая надежда на освобождение. 8 мая 1945 года его и еще многих советских военнопленных освободили американские войска. Сразу по возвращении домой его поместили в лагерь НКВД. После ходатайства на личном деле М.Ф. Лукина Сталин своей рукой написал: «Преданный человек. В звании восстановить, по службе не ущемлять». ⠀ Лукину были возвращены звания и награды. Возможно, на решение Сталина повлиял тот факт, что Лукин в плену вел себя, как подобает настоящему советскому офицеру. Обратил Сталин свое внимание и на тот факт, что Лукин оказался инвалидом. Не забыл Сталин и про оборону Смоленска, и про вывод из окружения под Вязьмой.
    2 комментария
    150 классов
    18 марта 1986 года в Афганистане погиб Герой той войны, командир роты 177-го ОСН 15-й Отдельной Бригады Спецназа ГРУ ВС СССР Павел Бекоев. Осетинский разведчик был человеком-легендой, все кто служил в те годы в Афганистане, слышали о нем, или знали лично Павла Бекоева. Количество операций которыми руководил Бекона феноменальное-более 100 раз он командовал разгромом моджахедов в Афганистане. Гриф секретности о подвигах осетинского капитана не снят до сих пор. 10 операций Бекоева вошли в учебные пособия для спецназа. А операция в Пакистане вошла в пятерку лучших операций за всю историю русского спецназа. Одному из секретных горных спецподразделений ГРУ присвоенного имя Павла Бекоева . Родился 14 января 1958 года в городе Железноводск Ставропольского края (Россия) в семье военного врача. Осетин. Жил в городе Минск (Беларусь). В 1975 году окончил среднюю школу №50 города Минска, в 1980 году – Минский радиотехнический институт. Окончил военную кафедру при Минском радиотехническом институте, получив звание «лейтенант». В 1980-1982 годах служил командиром взвода в Пограничных войсках КГБ СССР ( Средне-Азиатском КСАПО, ). После увольнения в запас вернулся в Минск. В 1983-1984 годах работал мастером цеха на заводе «Термопласт». Вторично в Вооруженные Силы СССР был призван в добровольном порядке 23 мая 1984 года. В Республике Афганистан с сентября 1984 года. Служил командиром группы специального назначения, заместителем командира 2-й роты специального назначения в 154-м отдельном отряде специального назначения Главного разведывательного управления Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР (войсковая часть полевая почта 35651; город Джелалабад, провинция Нангархар), с 1985 года – командиром 3-й роты специального назначения 177-го отдельного отряда специального назначения 15-й отдельной бригады специального назначения Главного разведывательного управления Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР (войсковая часть полевая почта 43151; провинция Газни). Неоднократно участвовал в боевых операциях. Был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды . 17 октября 1985 года рота спецназа под его командованием без потерь разгромила опорный узел душманов в районе Парзубай. 10 декабря 1985 года его рота десантировалась в 60 километрах западнее города Ургун провинции Пактика, выдержала четырехчасовой бой и захватила 9 переносных зенитно-ракетных комплекса, 2 ДШК, большое количество боеприпасов. 14 февраля 1986 года капитан Бекоев во главе отряда из 32 человек десантировался из вертолетов в районе населенного пункта Лой-Мана. После трехчасового боя подразделение уничтожило пять складов противника. 18 марта 1986 года рота спецназа под командованием капитана Бекоева выполняла боевую задачу в районе кишлака Сихибхан (в районе 60 километров южнее города Газни) по захвату группы моджахедов, сопровождавших французского советника. Подразделение было высажено с вертолетов в районе кишлака, но прочесывая в течение двух с половиной часов населенный пункт, не встретила сопротивления. Только, когда бойцы вышли на окраину селения, к большой крепости, попали под шквальный огонь. Сразу появились убитые и раненые с нашей стороны. Бойцы роты лежали в арыке, ведя беспорядочный огонь по крепости. Дистанция между арыком и стеной крепости составляла около 50-70 метров, что не позволяло вертолетам оказать нормальную поддержку, из опасения попасть по своим. Капитан Бекоев решил штурмовать крепость. Он подобрался к ближней стене и через пролом влез вовнутрь. За ним последовали капитан О.В.Севальнев и один солдат. Капитан Бекоев вылез на крышу крепости и побежал по ней, бросая во двор гранаты. Душманы открыли огонь на звук шагов сквозь саманный потолок и ранили его в бедро. Бекоев упал во внутренний дворик и был добит автоматной очередью из окна. Капитану О.В.Севальневу удалось соскочить вниз, но помощи Бекоеву он оказать не успел, так как был немедленно застрелен выстрелом в спину. Солдат, заскочивший в крепость вместе с ними, бросил гранаты, и сумел выбраться наружу и доложить о гибели обоих офицеров. Капитан П.В.Бекоев был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза, но представление не было реализовано. За этот бой он был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Похоронен на Северном кладбище (участок 62) в Минске.
    2 комментария
    137 классов
    24 марта 1999 года председатель правительства Евгений Примаков одним решением перевернул с ног на голову всю внешнюю политику России. ⠀ Его «разворот над Атлантикой» привёл к тому, что страна, ранее заискивавшая перед Соединёнными Штатами, заставила уважать своё мнение и поставила ребром вопрос о необходимости перехода к многополярному миру.
    0 комментариев
    37 классов
    Блокадная Джоконда. Вера Тихова, 15-летний токарь. Автор фото: Василий Федосеев, 1943 год. Во время блокады она работала на заводе, который находится на Петроградской стороне. Здесь, на токарном станке, который привык к мужской силе, она вытачивала детали для снарядов, выдавала по полторы взрослые нормы и даже стала токарем 3-го разряда. Василий Федосеев просто не смог не сфотографировать молодую и красивую девушку с загадочным взглядом и сдержанной полуулыбкой. Фотографию увидели только после войны на одной из послеблокадных выставок. К снимку тут же прикрепилось название Блокадной Джоконды, потому что Вера Тихова, которая на секунду оторвалась от производства, необычайно похожа на ту самую Мону Лизу великого художника Леонардо да Винчи.
    1 комментарий
    242 класса
    18+. Видео содержит жестокие кадры. Для тех, кто "грезил и мечтает о баварском пиве" .
    2 комментария
    79 классов
    "Забег смерти". ⠀ Зимой 1942 года комендант концлагеря Црвени Крст, расположенного возле сербского города Ниш, решил расширить свои владения. Для этого нужно было снести существующие ограждения с одной стороны лагеря и перенести их дальше. Многие узники понимали, что другого шанса вырваться на свободу не будет. Поэтому, едва было отключено напряжение и демонтированы первые секции забора, несколько сотен заключенных бросились бежать. ⠀ В тот день погибли 50 человек, но примерно 100 удалось благополучно оторваться от погони и скрыться в горах. Нацисты были в ярости и вымещали бессильную злобу на тех людях, которые остались в лагере. Избиения, пытки и убийства, бывшие обычным делом для лагеря, проводились с утроенным рвением. Но коменданту показалось этого мало и он решил организовать… соревнования по бегу. ⠀ Заключенным объявили, что комендант организует соревнования по бегу, главным призом которых будет свобода. Большинство несчастных даже ходили с трудом из-за голода и побоев, но шанс спастись был таким заманчивым. Поэтому желающих бежать нашлось немало. Эти люди не знали, какая ужасная участь их ждет. "Забег смерти" состоялся 12 мая 1942 года. Комендант выдал всем участникам хорошую обувь и цинично пожелал удачи. ⠀ Изможденные люди бежали изо всех сил, но падали без сил на дорожку. Охранники лагеря были наготове и тут же расстреливали тех, кто не мог встать и бежать дальше. К финишу добежали немногие. Но ни они, ни даже победитель «забега смерти» не имели ни единого шанса. Стоит ли говорить, что никто не собирался держать слова и все узники были обречены на смерть. Вскоре после завершения состязания всем выжившим участникам стало плохо и они один за другим начали умирать в муках. Комендант распорядился насыпать в выданную людям обувь мышьяк. Яд проник в кровь через поры кожи и убил всех до единого. ⠀ Эти люди вошли в число 12 тысяч жертв концлагеря Црвени Крст. Всего же с 1941 по 1944 год через него прошли более 30 тыс. узников. Это были русские, евреи, цыгане, югославские коммунисты, партизаны и члены их семей.
    3 комментария
    21 класс
voennayaistorija

Военная история

Добавлено фото в альбом

voennayaistorija

Военная история

Добавлено фото в альбом

Показать ещё