15 января - Преставление (1833), второе обретение ( 1991) мощей преподобного Серафима Саровского. Проповедь митрополита Антония Сурожского 15 января 1978 г. Рядом с иконой святого Серафима Саровского, память которого мы сегодня совершаем, в нашем храме лежит под стеклом небольшой кусок материи; это дар, полученный уже несколько лет назад, частица той рубахи, которую святой Серафим носил, когда был застигнут в лесу разбойниками и до полусмерти ими избит. Он мог защищаться, он был крепок телом, несокрушим духом, вооружён тяжёлым топором; но, по образу Христа, Который, как агнец перед стригущими Его безгласен, который наподобие ветхозаветного образа Христова Мужа скорбей, Который принимает не только унижение, но и биение, раны и смерть, без сопротивления отдавая Себя, и через это получая власть просить, - так и Серафим отдал себя в руки разбойников. До крови он поверил Христу… От нас такой жизни не требует никто; от нас ожидается, чтобы мы были верны жизнью, а не смертью; никто не требует от нас, чтобы мы кровью запечатлели нашу веру и верность Христу. А как мы бываем малодушны, испуганы, как легко мы забываем, что мы Христовы, и прибегаем к мерам защиты своей жизни, своей чести, своего имущества, всего своего, которое не Христово, принадлежит миру, духу язычества. Подумаем об этой капле крови и о том, что она говорит нам; не будем за неё восхвалять Серафима – ему наша похвала не нужна. Хвалить может тот, кто сам, делом, а не только словом, прошёл подобным, одинаковым путём, и изведав его трудности, может другого похвалить за то, как мужественно, как терпеливо, как прекрасно он дошёл до цели. Наша похвала даже не выражает изумления, а только удивление тому, что бывают такие люди. И как жалко за себя, за всех нас, что мы теперь так измельчали, что удивляемся тому, что было таким обычным, таким естественным каких-то пятнадцать столетий тому назад. Когда читаешь страницы календаря, видишь: здесь десять тысяч человек сожжены в Никодимии, там сорок человек потоплено в озере; там один человек умер одинокой смертью… Мужчины, женщины, дети не колебались отдать свою жизнь, отдать до конца, прожить её по-Христову и отдать, вернуть её Богу достойно своего христианского имени. Сейчас никто не просит нас её вернуть; но Христос зовёт нас к тому, чтобы мы её прожили достойно Христа. И вот, взглянем ещё раз на этот лоскуток материи, на эту каплю крови, на лик Святого Серафима, и поставим перед собой вопрос: А я? Как я отвечаю, когда передо мной стоит не угроза даже, а насмешка? Как я отвечаю, когда передо мной стоит соблазн? Я живу изо дня в день, когда меня кротко и твёрдо зовёт Господь, и требовательно, соблазнительно, грубо манит тёмная власть? Где я стою? Помоги нам Господь вдуматься в это… Примечание. Может кто вдруг из новоначальных не слышал историю о разбойниках - привожу её на всякий случай Всегда светлый и радостный, святой старец принимал людей с лаской и любовью, называя каждого “радость моя.” И каждый уходил от него утешенный, неся ему за это различные дары, которые он тотчас раздавал бедным.  Прослышали о нём злые люди и, думая, будто у св. Серафима много денег, решили ограбить его. Однажды, когда он рубил в лесу дрова, подошли три мужика и стали требовать от него денег. — К тебе ходят мирские люди и деньги носят, — говорили они, но подвижник отвечал им: Я ни от кого ничего не беру. Грабители не поверили, и один из них кинулся на св.. Серафима сзади, чтобы свалить его на землю, но вместо того сам упал. Преп. Серафим с молоду отличался большой физической силой и теперь, вооружённый топором, мог смело и с успехом защищаться, но святой Подвижник вспомнил слова Спасителя: “Все, взявшие меч, от меча и погибнут”; он опустил топор на землю, сложил руки крестообразно на груди и сказал: — Делайте, что вам надобно. — Он решил потерпеть страдания безвинно. Один из злодеев, подняв топор, сильно ударил св. Серафима обухом по голове. Изо рта и ушей св. подвижника хлынула кровь, и он в беспамятстве упал на землю. Злодеи потащили Святого к сеням его кельи и по дороге били топором и кольями. Связав руки и ноги св. Серафиму, грабители оставили его в сенях, а сами бросились в келью, думая найти там деньги. В убогом жилище пустынника они всё перерыли, разломали печь, взломали пол и ничего не нашли... Страх напал на них, — они поняли, что безвинно и напрасно избили святого человека и в ужасе бросились вон... Между тем св. Серафим едва мог прийти в чувство от полученных жестоких побоев. Кое-как развязал он себе руки и ноги, помолился, чтобы Бог простил его обидчиков и, проведя ночь в келье среди ужасных страданий, утром побрёл в монастырь. Вид святого Подвижника был ужасен. Волосы на голове и в бороде его были спутаны, смочены кровью, покрыты пылью и сором, лицо и руки — в синяках, несколько зубов вышиблено, окровавленные одежды местами присохли к ранам. Ужаснулась братия, увидев св. Серафима в таком состоянии. Попросив пригласить отца настоятеля и монастырского духовника, Преподобный слабым голосом с трудом мог рассказать всё, что с ним случилось. Первые восемь дней преп. Серафим страшно страдал: не мог принимать ни пищи, ни питья, не мог даже спать от страшной боли. В обители уже не надеялись, что он останется в живых. На седьмой день болезни настоятель послал в ближайший город за врачами. Когда врачи собрались для совещания у постели страдальца и обсуждали положение больного, преподобный уснул и в тонком сне сподобился дивного видения. Явилась ему Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном. Она подошла к одру больного с правой стороны и, обратившись в сторону врачей, сказала: “Что вы трудитесь?” Потом, взглянув на св. подвижника, произнесла: “Сей — нашего рода.” Видение на этом кончилось. Больной проснулся. В это время пришёл настоятель и предложил больному воспользоваться помощью врачей. Но, к немалому удивлению всех, преп. Серафим решительно ответил, что не желает пособия от людей, предоставляя свою жизнь Господу Богу и Пресвятой Богородице. Между тем после чудесного видения Преподобный исполнился неизречённой радости, и его восторженное состояние продолжалось часа четыре. Потом он успокоился, вошёл в своё обычное душевное состояние и почувствовал облегчение от болезни. Силы стали возвращаться к нему: он встал с постели, начал ходить по келье и в девятом часу вечера, в первый раз после избиения, принял немного пищи. С этого времени здоровье Саровского подвижника стало постепенно улучшаться, но следы от полученных побоев остались у него до самой смерти.
    13 комментариев
    758 классов
    Как один батюшка охарактеризовал посетителей храма. Их всех он разделил на категории: - прихожане – это те, кто ходит на воскресные и праздничные богослужения; - захожане – те, кто иногда заходит в храм; - свещники — те, кто считает, что главное таинство в Церкви — ставление свеч; - писатели — те, кто считает, что подача записки в храме освобождает их от обязанностей личной молитвы; - привожане – те, кого «отконвоировали» в храм родственники; -крестопохоронники – те, кто бывает в храме только на чьих-либо крестинах или похоронах; - пасхальники – те, кто бывает в храме только на Пасху; - крестоходники – те, кто бывая в храме только на Пасху, присутствуют только на Крестном ходе; - принесенцы – те, кого в храм только приносят — сначала окрестить, потом отпеть (последние, увы, к молящимся не относятся).
    7 комментариев
    96 классов
    323 комментария
    1.5K классов
    Святитель Евти́хий, архиепископ Константинопольский Дни памяти 19 апреля Житие Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский, родился в селении, носившем название "Божественное", во Фригийской области. Его отец, Александр, был воином, а мать, Синесия, была дочерью священника августопольской церкви Исихия. Святой Евтихий получил первоначальное образование и христианское воспитание от своего деда-священника. Однажды во время детской игры мальчик написал свое имя с титулом патриарха и этим как бы предуказал свое будущее служение. В возрасте 12 лет он был отправлен в Константинополь для получения дальнейшего образования. Юноша преуспел в изучении наук и понял, что человеческая мудрость – ничто пред учением Божественного Откровения. Он решил посвятить себя иноческой жизни. Святой Евтихий удалился в один из амасийских монастырей и принял в нем Ангельский чин. За свою строгую жизнь он был поставлен архимандритом всех амасийских монастырей, а в 552 году возведен на патриарший престол. Когда при святом благоверном царе Юстиниане (527–565) готовился созыв V Вселенского Собора, митрополит Амасийский был болен и отправил вместо себя святого Евтихия. В Константинополе престарелый патриарх святой Мина (536–552, память 25 августа) увидел блаженного Евтихия и предсказал, что он будет после него патриархом. После смерти святого патриарха Мины апостол Петр явился в видении императору Юстиниану и, указав рукой на Евтихия, сказал: "Пусть он будет поставлен вам епископом". В начале патриаршего служения святого Евтихия был созван V Вселенский Собор (553), на котором отцы осудили возникшие ереси и предали их анафеме. Однако через несколько лет в Церкви возникла новая ересь, автортодокетов, то есть "нетленномнителей", которые учили, что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий. Святой Евтихий смело изобличил эту ересь, но император Юстиниан, сам склонившийся к ней, обрушил свой гнев на святителя. По приказу императора воины схватили святителя в храме, сорвали с него патриаршее облачение и отправили в ссылку в Амасийский монастырь (в 565 году). Святитель кротко переносил изгнание, пребывал в монастыре в посте и молитве и совершил много чудес и исцелений. Так, по его молитве у жены благочестивого мужа Андрогина, прежде рождавшей на свет только мертвых младенцев, родились и достигли зрелого возраста два сына. Два глухонемых отрока получили дар речи; два ребенка, тяжело болевшие, выздоровели. Святитель исцелил раковую болезнь на руке художника. Другого художника святитель исцелил, помазав его больную руку елеем и сотворив над ней крестное знамение. Святитель исцелял не только телесные, но и душевные болезни: изгнал из отроковицы беса, не допускавшего ее ко Святому Причащению; изгнал беса из юноши, убежавшего из монастыря (после этого юноша вернулся в свою обитель); исцелил прокаженного-пьяницу, который, очистившись от проказы, перестал пить. Во время нападения персов на Амасию и всеобщего разорения жителей по указанию святителя из монастырских житниц давали зерно голодающим, причем запасы зерна в обители по его молитвам не оскудевали. Святитель Евтихий получил от Бога дар пророчества; так, он указал имена двух императоров-преемников Юстиниана – Иустина (565–578) и Тиверия (578–582). После смерти святого патриарха Иоанна Схоластика святой Евтихий в 577 году вернулся на кафедру из 12-летнего изгнания и снова стал мудро управлять своей паствой. Через четыре с половиной года после возвращения на патриарший престол святитель Евтихий в Фомино воскресенье 582 года собрал весь клир, преподал благословение и с миром отошел ко Господу.
    3 комментария
    212 классов
    1 комментарий
    152 класса
    Не буду радоваться потому, что праведен, но буду радоваться потому, что искуплен. Буду радоваться не потому, что свободен от грехов, но потому, что мне прощены грехи. Не буду радоваться ни потому, что служу, ни потому, что мне кто-то служит, но потому, что имею ходатая пред Отцом - Христа, и потому, что за меня пролита кровь Христова. Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
    1 комментарий
    26 классов
    7 комментариев
    568 классов
    Если кто-нибудь просит тебя помолиться об нем, то хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасет и того, кто молится об нем с сокрушением сердца. Не возносись, когда ты молился о других и был услышан; ибо это вера их подействовала и совершила. Преподобный Иоанн Лествичник
    6 комментариев
    160 классов
    ❓Почему у тех, кто хочет жить по Евангелию, так много испытаний, болезней, скорбей, а у грешников обычно жизнь бывает тихая и спокойная? «А вы видели когда-нибудь охотника за птицами?» – «Видели». – «Тогда скажите: бежит охотник за подстреленной птицей?» – «Нет, он охотится за другими, а подстреленных и убитых пока не берет, знает, что они все равно в его руках». – «Вот так, дорогие мои, и диавол, охотник за душами, он охотится только за теми, кто летает, кто духовно здоров, а подбитых, мертвых душой не трогает – знает, что они все равно в его руках». ☘️ ⠀ Патриарх Московский и всея Руси Алексий II✝️
    1 комментарий
    129 классов
    Кому не поможет святая вода
    6 комментариев
    234 класса
СТРАШНЫЕ СЛУЧАИ ВЫСМЕИВАНИЯ БОГА: 1. Известнейшая актриса Мерлин Монро: во время презентации её шоу посетил е? Евангелист Билли Грэм. Он сказал, что Дух Божий послал его проповедовать ей. Выслушав проповедника она ответила: «Мне не нужен твой Иисус!». Всего неделей позже её нашли мертвой, в её апартаментах. 2. Политик Бразилии Танкредо ди Амейдо Невес: во время своей президентской избирательной компании публично сказал: « Если я наберу 500 000 голосов своей партии, то даже сам Бог не сможет меня сместить с президентского поста!» Конечно же, он набрал эти голоса, но внезапно заболел и за один день до того, как стать президентом, скоропостижно умер. 3. Бразильский композитор
Победа в будущей войне обусловлена покаянием. Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божьим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи… Что бы произошло, если бы покаялись все христианские народы? Кто бы тогда победил? Тогда бы победили все, и такая победа была бы самой блестящей, потому что тогда не было бы войны. Ибо, поскольку качество человеческого духа обусловливает победу, постольку же оно обусловливает и самую войну. О, какое было бы счастье для человечества, если бы все покаялись и все бы победили! Но, хотя и нет ничего легче и спасительнее покаяния, теперешние люди избрали тягчайший и самый пагубный для них путь – бедствий и страданий… Свя
Делая добро, человек чувствует радость. Делая грех - страдает. Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется, чем больше делает зла, тем сильнее страдает его душа. Чувствует ли радость вор? Какая там радость - ведь ее чувствует тот, кто делает добрые дела. Тут вон даже если найдешь что-нибудь на дороге и поднимешь, сказав себе, что это вещь твоя - и то сразу потеряешь покой. Нашедший не знает, кто потерял эту вещь, он никого не обидел и не ограбил, однако покоя все равно лишается. А что же говорить о воре! Даже когда человек просто что-то принимает от другого - он не чувствует той радости, которую испытывает, когда сам что-то дает. А уж какая там радость, если воровать и обижать са
Не буду радоваться потому, что праведен, но буду радоваться потому, что искуплен. Буду радоваться не потому, что свободен от грехов, но потому, что мне прощены грехи. Не буду радоваться ни потому, что служу, ни потому, что мне кто-то служит, но потому, что имею ходатая пред Отцом - Христа, и потому, что за меня пролита кровь Христова. Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Как один батюшка охарактеризовал посетителей храма. Их всех он разделил на категории: - прихожане – это те, кто ходит на воскресные и праздничные богослужения; - захожане – те, кто иногда заходит в храм; - свещники — те, кто считает, что главное таинство в Церкви — ставление свеч; - писатели — те, кто считает, что подача записки в храме освобождает их от обязанностей личной молитвы; - привожане – те, кого «отконвоировали» в храм родственники; -крестопохоронники – те, кто бывает в храме только на чьих-либо крестинах или похоронах; - пасхальники – те, кто бывает в храме только на Пасху; - крестоходники – те, кто бывая в храме только на Пасху, присутствуют только на Крестном ходе; -
Святитель Евти́хий, архиепископ Константинопольский
Дни памяти
19 апреля
Житие
Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский, родился в селении, носившем название "Божественное", во Фригийской области. Его отец, Александр, был воином, а мать, Синесия, была дочерью священника августопольской церкви Исихия. Святой Евтихий получил первоначальное образование и христианское воспитание от своего деда-священника. Однажды во время детской игры мальчик написал свое имя с титулом патриарха и этим как бы предуказал свое будущее служение. В возрасте 12 лет он был отправлен в Константинополь для получения дальнейшего образования. Юноша преуспел в изучении наук и понял, что человеческая мудрость – н
Показать ещё