Развод – очень болезненный опыт для всех членов семьи, особенно для детей. Джудит Валлерстайн – первопроходец в области исследования и специализированной психотерапевтической помощи разводящимся семьям, в своей, написанной совместно с Сандрой Блэксли, книге «Второй шанс. Мужчины, женщины и дети спустя десять лет после развода. Кто приобрел, кто потерял и почему» (1996) делится результатами своего 10-летнего лонгитюдного исследования шестидесяти семей, прошедших через развод в 1971 году.
Находки Джудит Валлерстайн ясно свидетельствуют о том, что развод – это не краткосрочный кризис, а событие, которое основательно изменяет жизнь всех членов семьи. Наблюдая за тем, как спустя годы сложилась жизнь и личные отношения ставших взрослыми детей, она выделила психологические задачи детей развода, решение которых в течении последующей жизни минимизируют негативные последствия опыта развода родителей. Дети разведенных родителей должны справиться с этими задачами, чтобы пережить расставание их родителей и двигаться дальше собственным путем в своей жизни.
Чтобы развод родителей не оказал пагубного влияния на их развитие и адаптацию во взрослом возрасте, дети разведенных родителей должны:
Задача 1. Признать реальность развода
Прежде всего, дети должны понять, что их родители развелись, знать причины, почему это произошло. Они должны научиться верно воспринимать непосредственные изменения, приведенные в действие разводом. Со временем им предстоит выявить и скорректировать неверные представления, связанные с разводом. Например, дети часто боятся быть оставленным и потерять одного из родителей. В итоге они могут оценить действия своих родителей и сделать выводы для их собственной жизни.
Задача 2. Выйти, освободиться от дистресса и конфликта родителей, и возобновить обычные занятия
Настолько быстро, насколько это возможно дети должны вернуться к своей обычной жизни, к типичным для их возраста делам. Чтобы защитить их идентичность и собственный путь в их жизни и уйти от вражды родителей, детям необходимо развить эффективные способы совладания.
Важнейшим компонентом надлежащего развития ребенка после развода являются отношения между родителями. Родители должны уберечь своих детей от их конфликта, от помещения детей в центр своей борьбы друг с другом. Или кто-то другой должен научить детей эффективным навыкам совладания, чтобы защитить себя от родительской враждебности и манипуляции.
Задача 3. Пережить утрату
Дети развода переживают многочисленные потери. Они должны пережить потерю не только целостной семьи, но и потерю присутствия одного родителя в их повседневной жизни. Они должны справиться с потерей привычных повседневных дел, семейных традиций, ресурсов семейного окружения и т.д. Из-за этих потерь многие дети испытывают отвержение, ощущение недостойности, бессилие.
В решении этой задачи дети нуждаются в помощи в процессе оплакивания завершения семьи, которую они когда-то знали. Сохранение домашних правил и привычных совместных дел, установление новых семейных традиций, содействие в определении ребенком собственной ценности и обретении ощущения силы и контроля помогает детям пережить утрату.
Задача 4. Справиться с гневом и самообвинением
Хотя дети любят их родителей, они могут чувствовать сильный гнев к одному или обоим родителям, решившим завершить их брак. Дети должны научиться ослабить их гнев и простить их родителей. Часто дети обнаруживают, что они или обвиняют кого-то за то, что произошел развод, или чувствуют виновными в произошедшем себя. Дети могут чувствовать вину так же за то, что их попытки воссоединить родителей потерпели неудачу.
Важно заверить ребенка, особенно маленького, что он не ответственен за развод родителей. Дети должны признать, что их родители не совершенны и могут совершать ошибки. Обеспечение эмоциональной поддержки, утешающей детей и помогающей им определить, исследовать, нормализовать и совладать с их реакциями на гнев и другими негативными эмоциями помогает детям решить эту задачу.
Задача 5. Принять факт состоявшегося развода или расставания
В начале отрицание развода и фантазии детей о возвращении родителя могут помочь им справиться с происходящими изменениями. Со временем они должны преодолеть их отрицание, отгоревать потерю и принять развод.
Родители должны быть честными касательно завершения их супружеских отношений. Фантазии детей о воссоединении родителей не должны поддерживаться.
Задача 6. Достичь реалистичной надежды касательно отношений
Ощущение наличия шанса на любовь и реалистичная надежда на возможность отношений – важная задача для взрослеющих подростков и молодых взрослых, переживших развод родителей. Хотя они осознают, что возможность расставания и развода всегда присутствуют, они должны быть открыты к любви, вовлечению в отношения и верности. Решение этой задачи зависит от осуществления всех предыдущих задач, что ведет к психологической свободе от прошлого и создает возможность нового начала.
Родители, которые демонстрируют уважительное отношение друг к другу, позитивный опыт совладания с разводом и построения новых отношений, тем самым выступают в качестве ролевых моделей для научения новым и здоровым способам взаимоотношений.
Автор
Константин Ягнюк http://yagniuk.ru/
http://www.maminklub.lv/rebionok/potom-625267/
https://ezhikezhik.ru/reviews/kak-podgotovit-rebenka-k-vyhodu-v-detskij-sad-16-sovetov
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев