В последнее время дважды сталкивался с мифологией, которая окружает достаточно бытовую вещь – пол. Правда, это не совсем обычный пол, а чугунный, и находится он в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска. Видно, само это намоленное место и рождает легенды, во всяком случае, первоисточник пока не могу найти. Суть легенды состоит в том, что чугунные плиты для пола были пожертвованы собору Петром I. Рассказывают, что царь Петр, прибыв в Смоленск в сырую холодную погоду, попал на литургию в Успенский собор. Он был так сосредоточен и молитвенно собран во время богослужения, что по его окончании не смог сдвинуться с места – подол плаща и подошвы сапог примерзли к деревянному полу в холодном неотапливаемом храме. Вот тогда и решил Петр Алексеевич пожертвовать чугунные плиты для собора, которые якобы отливали на уральских заводах. В другом варианте легенды для изготовления чугунных плит собора перелили шведские пушки, захваченные в ходе Северной войны. Из школьного курса истории все должны помнить, что царь Петр для изготовления русской артиллерии снимал колокола с церквей и переливал их на пушки. Для того, чтобы представить обратный процесс – переливку пушек в плиты для собора, нужно обладать довольно богатой фантазией. В реальности такого, конечно, не было.
Как бы там ни было, никаким образом Петр I не мог примерзнуть к полу во время литургии, так как никакой литургии просто не могло быть по определению. В годы жизни Петра собор только строился, достроен и освящен он был в 1740 году, когда Петра Алексеевича давно не было в живых.
Зная о том, что историей Успенского собора много занимался известный смоленский краевед Алексей Иванович Гурзов, я обратился к нему с просьбой подготовить материал по этой теме. Алексей Иванович оперативно откликнулся и подготовил статью, основанную на документальных источниках. Она выйдет в апрельском номере журнала.
Пока же кратко скажу, что чугунные плиты для Успенского собора были отлиты в 1771 году в Тульской губернии, на Дубенском заводе Александра Федоровича Мосолова. Тогда, при архиепископе Парфении, шло завершение последней перестройки собора, и изготовление чугунных плит для пола как раз венчало эти работы. Ну, а подробнее читайте в апрельском номере «Края Смоленского». Есть договоренность с А.И. Гурзовым о продолжении публикации документальных материалов о строителях собора – каменщиках, штукатурах, резчиках, живописцах и иных мастеровых людях. Эти документы также будут опровергать устоявшиеся легендарные и неверные представления о том, кто и как возводил и украшал Успенский собор. Так что продолжение следует…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев