Чернова "БИБЛЕЙСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА МОЛОКАН (НА ПРИМЕРЕ ТОЛКОВАНИЯ ВОПРОСА О СУББОТЕ)" Исследователю, изучающему историю русского религиозного разномыслия, наверняка известны такие имена, как Андрей Курбский, протопоп Аввакум, князь А.Н. Голицын, крестьянин Василий Сютаев. Однако, почти совершенно неизвестны религиозные взгляды духовных христиан молокан - самобытного русского религиозного течения, возникшего в конце XVIII столетия в Центральной России и к концу XIX века распространившегося практически по всей территории Российской империи. Духовный мир молоканина — особый мир. Этот мир практически весь состоит из библейских цитат, библейских символов, по-своему истолкованных молоканскими мыслителями. Главное же, как справедливо заметил Костомаров, чтобы эти символы не были абстрактны, но чтобы они непосредственно касались практики жизни. В основу статьи будет положена беседа молоканского мыслителя Тикунова В.В. (1956 г.р.) с адвентистом седьмого дня Вендиным Сергеем. Этот разговор состоялся 26 февраля 2006 года в г. Рассказово Тамбовской области [1]. Следует заметить, что религиозное слово для молоканина имеет особый статус. Молоканин не будет излагать свои взгляды просто ради информации. Для него важно, чтобы его слушали и слышали, чтобы собеседник именно участвовал в его речи. Итак, дадим слово молоканскому проповеднику Тикунову Виктору Васильевичу: «Вот еще один вопрос: в Бытии, когда описываются дни творения, то каждый день сопровождается вечером и утром: «и был вечер, и было утро, день первый» и т.д. А когда Творец подходит к седьмому дню, почему не указывается: и был вечер, и было утро? Я считаю, что описание в Бытии 2 гл., это описание описывает не то, что было после седьмого дня, а то, что еще было до седьмого дня. Этот седьмой день, он только потом пришел, поэтому у него дня и ночи не было, а вот в конце творения, когда уже стало завершаться, этот день во времена Христа и совершился. Вот тогда у этого дня утро и вечер появились. Он завершился, когда Христа распяли и Он воскрес. Вот тогда был вечер - тьма наступила, а потом утро воскресения. «Вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс. 29:6). Я не хочу спор вести, я могу мое представление сказать. Прежде всего, мы считаем, что воскресный день является седьмым днем недели» [1]. По мнению Виктора Васильевича, Христос воскрес в субботу, в седьмой день недели, день покоя. То, что сейчас суббота в нашем календаре является шестым днем недели - здесь «произошла некоторая ошибка» в календарях. Суббота в себя включает всю полноту бытия. Она включает в себя Христа воскресшего, она включает в себя это исполнение. И поэтому этот день стал покоем, т.е. то, что доставляет удовлетворение, радость, в чем можно успокоиться. В принципе, для меня суббота — это сущность всего Писания. Христос исцеляет людей в субботу. Ему постоянно говорят: вот шесть дней недели - в них твори эти дела. Так Он упорно продолжает творить в седьмой день. Я думал: ну что же такое?! А Он тем самым утверждает, что это - Его день. Он говорит: «Я есмь господин субботы» (Мф. 12:8). Почему в Законе Моисей пишет: помни день субботний (Исх. 20:8)? Потому что он должен был только во Христе совершиться. Во времена исхода он еще не совершился. И вот это все празднование буквальное, соблюдение такого календарного дня - это всего лишь было образом и упоминанием о том дне, в который люди должны придти. Теперь Христос - солнце правды. А вы - сыны дня (1 Фесс. 5:5). Здесь не сказано «сыны вот этого дня», в котором мы живем. Не сказано сыны этого света. Христос есть истинный свет, Он есть истинный день, Он есть солнце правды. И теперь днем Его является не календарный день, а это жизнь во Христе, это состояние духовное Христа. Это Церковь, в которую люди входят во Христа. Вот входя в Церковь, входя в Тело Христово - они входят в этот день. Они входят в Его покой. Как видим, вопрос о субботе сводится молоканским мыслителем к метафоре внутреннего состояния христианина, состояния духовного покоя, который переживают верующие во Христа. Надо сказать, что такое толкование субботы имеет свои глубокие корни в христианской экзегезе. Так, Ефрем Сирин толковал, что покой Бога в седьмой день — метафора, указывающая на тайну истинного покоя, даруемого людям в мире вечном, и предуказание на покой Сына Божиего в день субботний накануне воскресения [2]. Открывая молоканские журналы нач. XX в., мы видим там то же толкование субботы, что и у Тикунова В.В. Пишет молоканин Тимофей Подковыров в 1909 году: «В настоящее время спасает нас не суббота, а Господин субботы, т.е. имеет господство над субботой, хотя суббота дана Самим Отцом небесным до времени явления Сына своего Господа нашего Иисуса Христа, Которому передал все в управление, как говорит апостол Павел в Послании к Галагам 4:4-7» [3]. О субботе как метафоре внутреннего состояния христианина писал «юноша духовный христианин» Федор Калешов в 1927 г. В своем «братском письме к адвентисту» он пишет: ««Вы спрашиваете, как я понимаю субботу. Субботу я понимаю как успокоение от всех греховных дел (Евр. 4:1-11). Она должна придти, когда мы примем призыв Господа и научимся от Него духу кротости и смирения и возьмем на себя это служение (Мф. 11:27-30). Учение же Христа и есть та благодать и истина, которая дает нам покой субботний на каждый день (Ин. 1:17; Евр. 3:12-19; Евр. 4:1-11 (с. 41)» [4]. Как выше было показано на примере библейских комментариев древних христианских богословов, истоки молоканского «духовного толкования» субботы уходят своими корнями в святоотеческую экзегезу. Молокане же толкования святых отцов считают «преданиями человеческими» и относятся к ним, за редким исключением, отрицательно. В связи с этим возникает вопрос: каким образом в молоканские толкования проникли вполне святоотеческие мысли о субботе? Здесь можно предположить, что таким незримым транслятором святоотеческой экзегезы в молоканские взгляды служила русская религиозная культура - русское православие, из среды которой вышли в свое время крестьяне - молокане. Справедливости ради стоит сказать, что такое «духовное», иносказательное понимание субботы как метафоры внутреннего состояния покоя верующего редко встречается в массах в молоканстве. Тикуновская интерпретация субботы - это одна из вершин молоканской экзегезы, но именно по таким вершинам и следует изучать особенность того или иного религиозного движения. В массе своей молокане, как и православные, традиционно почитают священным седьмой день недели (именно календарный день, а не внутреннее состояние) - воскресенье. В «Изложении догматов истинных духовных христиан» описывается вполне «буквальное» понимание седьмого дня: «Для совершения со¬бором общественного богослужения, мы собираемся в простой горнице, или молитвенном доме, устраиваем священные собрания под седьмой день вечером, в седьмой утром и вечером» [5]. Также в молоканском обряднике XIX века Херсонской губернии, идеи которого являются характерными практически для всех постоянных молокан XIX века, мы читаем статью «О седьмом дне»: «Седьмой день недельный почитаем, по свидетельству Писания (Левит 23:3). В день седьмый, покой нареченный, свят Господеви всякого дела не сотворите (Софон. 3:8). Сего ради потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего (Мк. 16:9). Воскрес же Иисус заутра в первую субботу. Сей день посвящаем мы молитве и добрым делам, по слову Писания» [6]. Вот как описывает этнограф XIX века Ф.В. Ливанов проведение молоканами воскресного дня: «Трудолюбие молокан вошло на Руси в пословицу. Шесть дней в недели они все, от мала до велика, в работе, седьмой же день (воскресенье) проводят в не меньшей работе, только духовной. Вот как проводят они воскресенье. С утра, т.е. часов с 8, собираются на молитву (по-нашему, к обедне), которая оканчивается около часа. После этого обедают, и затем в каждом доме раскрывается Библия и читается кем-либо из старших, но так, что все в доме, от мала до велика, обязаны слушать Библию и толкование, заучивать правила веры и жизни наизусть и вообще умственно работать. Эту работу они и называют работою для Бога» [7]. Молоканское массовое понимание субботы - все же календарный день. В этом свете толкование Тикунова В.В. ближе стоит к пониманию духоборцев, чем молокан, хотя, надо сказать, что никогда не было четкой границы между этими родственными движениями. Так, по описаниям Ливанова, «каждый день у духоборцев есть 7-й или субботний, по духовному смыслу. И посему праздников непременных не имеют, а почитают празднеством, когда один к другому приходит для посещения, тогда они провожают гостей с духовным пением [6, с. 91]. Однако далее этнограф замечает: «впрочем, иногда они отличают праздники Христовы и даже воскресные дни, и в продолжение их, освобождаясь от трудов, мужчины и женщины провождают время в пении псалмов, в беседовании и поучении друг друга из Священного Писания» [6, с. 91]. В общем, иносказательное понимание субботы так и осталось у молокан «уделом Духа». В повседневной жизни молокане особо чтут седьмой календарный день, как и верующие православные. Однако, в таких вот «уделах духовных», «духовных толкованиях» и состоит нерв молоканской религиозной жизни. Нерв этот практически невозможно осмыслить, исходя из современной культуры. Но его особенным образом ощущает человек, выросший в мире молоканства, пропитанный этой культурой. Во многом традиции молоканства - это от¬голосок архаической культуры. Может быть, поэтому в современной России молоканство не может найти себе достойное место на религиозной карте и потихоньку исчезает. Примечания: 1. Беседа о субботе. Тикунов Виктор Васильевич и Вендин Сергей. Тамбовская область, г. Рассказово, 26.02.06. Личный архив Чернова А. 2. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-V1II веков. Ветхий Завет. Том I: Книга Бытия 1-11 / Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Эндрю Лаута в сотрудничестве с Марко Конти / Русское издание под ред. К.К. Гаврилкина. Тверь: Герменевтика, 2004. С. 58. 3. Подковыров Т.М. Праздновать ли субботу // Духовный Христианин. СПб. 1909. №9. С. 14. 4. Калешов Федор. Братское письмо от юноши духовного христианина к адвентисту // Вестник Духовных Христиан Молокан. М.: Изд-во Н.Ф. Куди¬нова. 1927. № 3-4. С. 42.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Примечания:
1.
Беседа о субботе. Тикунов Виктор Васильевич и Вендин Сергей.
Тамбовская область, г. Рассказово, 26.02.06. Личный архив Чернова А.
Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-V1II веков. Ветхий Завет. Том I: Книга Бытия 1-11 / Пер. с
англ., греч., лат., сир. Под ред. Эндрю
1.
Лаута в сотрудничестве с Марко Конти / Русское издание под ред.
К.К. Гаврилкина. Тверь: Герменевтика, 2004. С. 58.
2.
Подковыров Т.М. Праздновать ли субботу // Духовный Христианин.
СПб. 1909. №9. С. 14.
3.
Калешов Федор. Братское письмо от юноши духовного христианина к
адвентисту // Вестник Духовных Христиан Молокан. М.: Изд-во Н.Ф. Кудинова.
1927. № 3-4. С. 42.
4.
Изложение догматов и молитвенник истинных духовных христиан (секты
именуемой «старопостоянными молоканами») / Сост. Н.М. Анфимов. Тифлис, 1912. С.
226.
5.
...ЕщёЛиванов Ф.В. Раскольники и острожники. Т. 2. СПб., 1870.
1.
Лаута в сотрудничестве с Марко Конти / Русское издание под ред.
К.К. Гаврилкина. Тверь: Герменевтика, 2004. С. 58.
2.
Подковыров Т.М. Праздновать ли субботу // Духовный Христианин.
СПб. 1909. №9. С. 14.
3.
Калешов Федор. Братское письмо от юноши духовного христианина к
адвентисту // Вестник Духовных Христиан Молокан. М.: Изд-во Н.Ф. Кудинова.
1927. № 3-4. С. 42.
4.
Изложение догматов и молитвенник истинных духовных христиан (секты
именуемой «старопостоянными молоканами») / Сост. Н.М. Анфимов. Тифлис, 1912. С.
226.
5.
Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Т. 2. СПб., 1870. С.
192-193.
6.
Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Т. 1. СПб., 1872. [репринт.
1979] С. 143.