«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?
Обратимся к евангельской истории
Ранняя весна 30 г. н. э. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор
(прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за
мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее
Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на
принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем.
Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений,
указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это
бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки
оборачиваются еще большей бедой.
Вход Господень в Иерусалим
«Вход Господень в Иерусалим»
Пройдет
четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного
Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа,
ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении
вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды...
Подражая
современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках.
Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей
Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями.
Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения
Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и
обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей
домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы
родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде,
домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися
почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же
белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в
мастерской...» (Б. Пастернак). В последнее время православный обычай
приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.
В
России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на
осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона
(1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской
площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и
царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте
происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей,
привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова
Рейтенфельса, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой
сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет
повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят
искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их
сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело
приветствующих пением осанна!».
Впереди царя шли стольники, а
окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время
шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших
облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к
Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и
по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления
царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и
благовест разносился на много верст вокруг!
В 1683 г. «осля» под
патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693г.
включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего
свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это
действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само
патриаршество на Руси.
Минуло три века, изменились
взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к
совершению красочного «Шествия на осляти». Остается лишь открытым
вопрос: кто поведет осла под патриархом?
Ю. Рубан
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев