Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий 2-й степени. Кавалер трёх орденов Ленина.
Василий Соловьёв родился в Санкт-Петербурге в семье выходцев из крестьян.
Отец, Павел Павлович Соловьёв, служил старшим дворником в доме № 139 Старо-Невского проспекта. Мать, Анна Фёдоровна, работала горничной у известной певицы А. Д. Вяльцевой, которая подарила ей граммофон и грампластинки со своими песнями. Псевдоним «Седой» произошёл от детского прозвища (у Василия были очень светлые волосы).
В раннем детстве получил от отца в подарок балалайку, которую освоил самостоятельно и организовал трио с соседскими детьми. Первыми «классическими» музыкальными впечатлениями стали походы в Мариинский театр, куда его водил виолончелист, живший в их доме. Там мальчик слышал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова, которой дирижировал А. Коутс, выступления Ф. И. Шаляпина в операх «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
В 1923 году окончил единую трудовую школу. Увидев в петербургском кинотеатре «Слон» пианино для тапёра, стал по слуху подбирать известные мелодии и научился играть: с 1925 года озвучивал киносеансы в клубах, работал аккомпаниатором в студии художественной гимнастики (вместе с Е. А. Мравинским), пианистом-импровизатором на Ленинградском радио.
С 1929 году по совету А. С. Животова учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме (ныне — Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского), где его сокурсником был Н. В. Богословский.
В 1931 году весь курс техникума перевели в Ленинградскую консерваторию, которую он окончил в 1936 году по классу композиции у П. Б. Рязанова. В годы учёбы работал композитором в Кукольном и Антирелигиозном театрах Ленинграда.
Хотя молодой композитор писал в разных (в том числе академических) жанрах, во второй половине 1930-х годов определилось основное — лирико-песенное — направление его творческой деятельности (всего он написал свыше 400 песен).
В 1936 году на ленинградском конкурсе массовых песен первой премии были удостоены его песни «Парад» (слова А. И. Гитовича) и «Песня о Ленинграде» (слова Е. И. Рывиной).
В 1938 году начал писать музыку для кино.
В 1940 году в Ленинграде и в 1941 году в Москве состоялась премьера его балета «Тарас Бульба» (2-я редакция — 1955).
В годы войны жил в Чкалове (ныне — Оренбург), где в 1941 году организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. В эвакуации познакомился с поэтом А. И. Фатьяновым, ставшим его постоянным творческим партнёром. Война дала мощный драматический импульс его творчеству.
В период 1941—1945 годов написал около 70 песен, стяжавших ему всенародную любовь; среди них — «Вечер на рейде» (стихи А. Д. Чуркина), «На солнечной поляночке» («Тальяночка»), «Соловьи», «Давно мы дома не были» (все три — на стихи А. И. Фатьянова), «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк?» (стихи В. И. Лебедева-Кумача), «Не тревожь ты себя, не тревожь», «Услышь меня, хорошая» (обе — на стихи М. В. Исаковского), «Матросские ночи» (стихи С. Б. Фогельсона).
В 1945 году написал песни к комедийному фильму «Небесный тихоход» — «Потому что мы пилоты» (стихи А. И. Фатьянова) и «Пора в путь-дорогу» (стихи С. Б. Фогельсона); в том же году в Куйбышеве состоялась премьера его оперетты «Верный друг».
Послевоенное время (до начала 1960-х) — годы творческого расцвета. Песня «На лодке» из музыки к кинофильму «Первая перчатка» (1946, на стихи В. И. Лебедева-Кумача) — одна из его самых проникновенных лирических песен. Песня «В путь» из фильма «Максим Перепелица» (1955, стихи М. А. Дудина) стала самой популярной строевой в Советской Армии.
В 1947 году композитор написал песенный цикл на стихи А. И. Фатьянова «Сказ о солдате», песня из которого «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» стала любимой у советских ветеранов.
Песня на стихи М. Л. Матусовского из документального фильма «В дни спартакиады» (1956, режиссёры И. В. Венжер и В. Н. Бойков) «Подмосковные вечера» стала музыкальным символом СССР во всём мире; её инципит с 1964 года и поныне — позывные государственной радиостанции «Маяк».
К VI Международному фестивалю молодёжи и студентов в Москве (1957) написал песню «Если бы парни всей земли» на стихи Е. А. Долматовского. Созданный в том же году шедевр композитора — «Вечерняя песня» (на стихи А. Д. Чуркина; известна по начальным словам как «Город над вольной Невой…»), стала неофициальным гимном Ленинграда.
Среди других его сочинений: балет «В порт вошла „Россия“» (1964), оперетты «Самое заветное» (Московский театр оперетты, 1951), «Олимпийские звёзды» (Ленинградский театр музыкальной комедии, 1962), «Восемнадцать лет» (1967, там же), «У родного причала» (1970, Одесский театр музыкальной комедии), «Жил-был Шельменко» (1978, Тернопольский театр музыкальной комедии), вокальные циклы «Четыре портрета ребят с целины» (сл. Л. И. Ошанина, С. Б. Фогельсона, собств., 1961), «Северная поэма» (сл. Г. Я. Горбовского, 1967), «Светлые песни» (сл. Г. Я. Горбовского, 1973), «Мои современники» (сл. С. Б. Фогельсона, Г. Я. Горбовского, А. Шутко, М. Румянцевой, 1973—1975).
Писал музыку к художественным (более 40), к мультипликационным, научно-популярным и документальным кинофильмам (около 15), музыку к драматическим спектаклям и радиопостановкам (около 40). Автор литературных сочинений[3].
В начале 1970-х годов был членом жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».
В 1948—1974 годах занимал крупные административные должности в Союзе композиторов СССР: в 1948—1964 годах — председатель правления Ленинградского отделения СК СССР, в 1957—1974 годах — секретарь СК СССР, с 1960 года — секретарь CК РСФСР.
Депутат Верховного Совета СССР 3—5-го созывов (1950—1962).
Скончался 2 декабря 1979 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев