Туркестано-Сибирская магистраль (Турксиб) — железная дорога, построенная в 1926—1931 годах, соединившая Среднюю Азию с Сибирью. Одна из главных строек первой пятилетки СССР.
Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года. 1442 километра рельсовой колеи предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески.
Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября.
Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!»
К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза).
Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года. «Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов — станции Огыз-Корган (переименованной по этому поводу в Айна-Булак — «Зеркальный Ручей») — забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока.
Грандиозное празднество было проведено на станции Айна-Булак 26 апреля 1930. В 9:04 утра, Шатов вбил серебряный костыль, ознаменовав этим соединение, или как тогда было модно произносить - смычку Южной и Северной железнодорожных линий.
На этом празднике собралось свыше 20тысяч человек гостей. Почётных гостей было приглашено 700, журналисты центральной прессы,фотографы, среди них всем известные писатели Ильф и Петров, и мало известные ныне партийные деятели Советской России и Западной Европы.
Остальные 20000 человек - строители Турксиба.
В рамках празднования был проведен торжественный митинг, мемориальную доску турксибовцам, демонстрировали строительную технику, были проведены спортивные мероприятия. После митинга по случаю открытия, на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину.
Турксиб соединил два огромных экономических районов – Сибирь и Казахстан. 1 мая открылось сквозное движение по Турксибу, и в Алма-Ату пришел первый поезд из Москвы. Вышло постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР, "Об открытии Туркестано-Сибирской железной дороги(Турксиб) 1-го мая 1930 года".
В этом же году были закончены сооружения городской железнодорожной ветки (в народе называлась «гор.ветка») и шоссе от города до станции «Алма-Ата».
Первый поезд со строителями трассы провёл по Турксибу паровоз Э-1441.
В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в 1974 году был установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ате
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3