Донатасу, как, впрочем, и многим детям, была свойственна способность среди нужды и лишений создавать своим воображением полный иллюзорного очарования мир - мир фантазий и грез.
Его увлек театр. Многие часы напролет проводил он в мечтах о будущей актерской карьере, бредил о сцене, запахе кулис, о таинственной, волшебной жизни, которая царит за тяжелым бархатным занавесом.
Во многом этому способствовали и родители, люди с творческими задатками, которые сами постоянно тянулись к искусству - отец и мать участвовали в самодеятельности, хорошо пели, да и познакомились они на одной из репетиций хора.
Хорошо понимая сына и не препятствуя его увлечению театром, отец все-таки убедил Донатаса, что сперва нужно овладеть какой-нибудь специальностью. Так Донатас оказался в ремесленном училище.
Уже будучи учащимся первой ремесленной школы Каунаса, будущий керамист, Донатас не оставил своего увлечения и поступил в драмкружок, где с удовольствием играл в спектаклях, заучивая наизусть все роли, читал все статьи и книги о кино и театре, которые только мог достать.
Вскоре возникло желание поступить в студию Каунасского театра драмы. Однако учеба там стоила денег, которых у семьи было немного, и о профессиональной сцене пришлось на некоторое время забыть.
В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис - молодой режиссер, вернувшийся из Европы.
Вскоре 15 энтузиастов во главе с Мильтинисом уехали из Каунаса в Паневежис создавать новую модель театра - для народа и во имя народа, и через полгода Донатаса Баниониса приняли в труппу.
В 1944 году Донатас Банионис окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актером. С тех пор жизнь актёра была неразрывно связана с Паневежисом.
На сцене театра Донатас Банионис сыграл более 100 ролей. Среди них роли в спектаклях: "Смерть коммивояжера" А.Миллера (Вилли Ломен), "Ревизор" Н.В.Гоголя (Иван Кузьмич, 1945), "Лжец" К.Гольдони (Октавий, 1952), "Как закалялась сталь" Н.Островского (Павел Корчагин, 1952), "Гедда Габлер" Г.Ибсена (Тесман, 1957),
"Там, за дверью" В.Борхерта (Бекман, 1966), "Ревизор", Н.В.Гоголя (Городничий, 1977), "Кафедра" В.Врублевской (Брызгалов, 1980), а также в спектаклях "Соломенная шляпка" Э.Лабиша, "Предложение" А.П.Чехова, "Севильский цирюльник" Бомарше и др.
В кино Донатас Банионис начал сниматься с 1959 года, в роли Дауса в картине "Адам хочет быть человеком". Появление актеров Паневежиса на экране стало одним из заметных событий кинематографической жизни 60-х годов.
Первые роли давались отнюдь не легко. По словам самого Донатаса Юозовича, лишь к четвертой картине произошло его становление как актера кино.
Впоследствии он создал целый ряд образов, по праву относящихся к классике советского киноискусства. В главных фильмах актера - "Никто не хотел умирать" (Вайткус, 1965), "Мертвый сезон" (Ладейников, 1968), "Солярис" (Крис Кельвин, 1972), "Гойя, или тяжкий путь" (Гойя, 1971), "Бетховен - дни жизни" (Бетховен, 1976) - важны были не особенности жанрового воплощения, а сама внутренняя суть сыгранных персонажей, их психологическая многомерность.
Всего Донатас Банионис сыграл более, чем в 50 фильмах. Одной из последних ролей Донатаса Баниониса в кино стала роль Старика в литовско-французской картине "Двор" (1999), представленной во внеконкурсной программе Каннского фестиваля.
Несмотря на многочисленные работы в кино, особенно в 60 - 70-е годы, Донатас Банионис никогда не порывал с театром. В 1980 году после ухода на пенсию Мильтиниса возникла угроза самому существованию Паневежисского театра - некому было ставить спектакли, актеры не репетировали.
В этих условиях Донатас Банионис был назначен главным режиссером, приняв на себя, помимо проблем творческого характера, и весь груз чисто хозяйственных проблем - репертуар, подготовка к гастролям, пополнение труппы.
В эти же годы Донатас Банионис окончил Государственную консерваторию Литовской ССР (1982-1984) и руководил театром вплоть до 1988 года.
За это время были поставлены несколько новых спектаклей: "Амадей", "Три мешка сорной пшеницы", "Вечер". Позже на сцене театра были поставлены "Три сестры" А.П.Чехова, "Бидерман и поджигатели" М.Фриша, "Рыжая кобыла с колокольчиком" И.Друцэ, "Вино из одуванчиков" Р.Брэдбери и др.
Актер ушел из жизни в сентябре 2014 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1