Гордости достойный. Родины - оплот.
Ты стоишь на страже берегов родимых
И тобой не зря гордится весь Российский флот!
Пусть у вас, ребята будет все прекрасно,
Пусть вас жены ценят, любят, дома ждут!
Небо над волнами чаще будет ясным.
Пусть друзья плечо подставят и не подведут!
21 МАЯ – ДЕНЬ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА РОССИИ
История ТОФ неразрывно связана с историей страны. Первым русским поселением на берегу Охотского моря стало построенное в 1639 г. казачьим отрядом Ивана Москвитина «зимовье с острожком» недалеко от устья р. Ульи. К 1720-м годам в нем было с десяток дворов и примерно тридцать человек жителей.
В эпоху Петра I для выполнения обширной программы исследования Дальнего Востока создавались одна за другой экспедиции, отправным пунктом которых неизменно был Охотский острог. Кстати, по естественным условиям он был мало приспособлен для устройства в нем порта. Зато его географическо-экономическое положение как нельзя лучше соответствовало этому: центральное положение в бассейне Охотского моря, возможности судостроения, наличие двух рек, образующих общую лагуну, куда могли заходить мелкосидящие мореходные суда.
В инструкциях, которые Петр I давал руководителям экспедиций, говорилось: «1. Надлежит на Камчатке, или в другом там месте, сделать один или два бота с полуботами. 2. На оных ботах возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется что та земля часть Америки. 3. И для того искать, где оная сошлась с Америкой, чтобы доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него, какой оной кюст называют, и взять на письме и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды».
В истории особенно известна экспедиция «Большого Камчатского наряда» 1716 г. Ей «...поручалось исследовать Камчатку, с землями чукчей, коряков и юкагиров; покорить независимые племена, собрать с них ясак, построить остроги и завести торги с окрестными жителями; снарядить экспедиции к берегам морей Северного и Восточного и по рекам: Колыме, Камчатке, Пснжине, Чендону, Яме, Охоте, Уди и Тугуру для прозедывания неизвестных земель, лежащих противу устьев этих рек, и открытия сопредельных островов». Руководство экспедиции было поручено полковнику Якову Ельчину. Экспедиция закрепила ведущее положение Охотска среди всех других населенных пунктов побережья. К работе были привлечены все силы мореходов Охотска. В частности, участники первого похода на Камчатку Треска и Невейцын ходили на Шантарские острова.
В 1719 г. по указу Петра I снаряжается следующая экспедиция, в которой впервые участвовали геодезисты, окончившие курс наук в Морской академии, — первые флотские офицеры, прибывшие на Тихий океан, Иван Михайлович Евреинов и Федор Федорович Лужин. Открытая инструкция Петра I от 2 января 1719 г. гласила: «Ехать вам до Тобольска, и от Тобольска, взяв провожатых, ехать до Камчатки и далее, куда вам указано, и описать тамошние места: сошлася ль Америка с Азией, что надлежит зело тщательно сделать, не только зюйд и норд, но и ост и вест, и все на карте исправно поставить; a об отправлении вашем от Тобольска и о даче подвод и провожатых и прочего, в чем вам будет нужда, Сибирской губернии к ландратам и прочим управителям указ послан».
В осуществлении первых экспедиций, выходивших из Охотска, особенно ярко проявились замечательные качества русских землепроходцев: мужество, упорство, трудолюбие и беззаветная отвага.
С момента появления в Охотске передовых отрядов Первой Камчатской экспедиции он все чаще и чаще стал не официально именоваться портом. А к 1730 г. положение Охотска настолько окрепло и роль его так возросла, что указом Сената 1731 г. Охотск был объявлен портовым городом.
Первым командиром Охотского порта был назначен Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев. Его действия определялись особой инструкцией, состоявшей из 33 пунктов. Первый пункт гласил: «Приехав в Охотск, иметь тебе над оным местом полную команду, и чтобы то место людьми умножить, и хлеб завесть, и пристань с малою судовою верфию, также несколько мелких судов, для перевозу на Камчатку и оттуда к Охотску казенной мягкой рухляди и купеческих людей с товарами и для других потреб сделать, дабы оное яко новое место с добрым порядком, к пользе и прибыли государственной приведено было».
Скорнякову-Писареву также было приказано сразу по прибытии на место «судна четыре или шесть сделать, для обыкновенного переезда на Камчатку и в другия места служилым людям и купцам». Другими словами, была задача развития не только военного флота, но и торгового - для проведывания новых земель и организации промысла и торговли с другими странами.
Одновременно с началом устройства Охотского порта, правительство в 1732 г. приняло другое важное решение: об организации Второй Камчатской экспедиции. Усиление колониального могущества иностранных государств заставило передовых людей России того времени серьезно подумать об охране русских владений, особенно дальневосточных, которые были совершенно открыты для любого нападения. Во главе Второй Камчатской экспедиции был поставлен Витус Беринг.
Именно Охотск и первые Камчатские экспедиции стали отправной точкой для рождения и становления Тихоокеанского флота.
Более быстрому освоению Дальнего Востока мешала его удалённость от европейской России. Русские поселенцы испытывали постоянную нужду в продовольствии, оружии, боеприпасах, различных инструментах... Считалось, что частично проблему может решить использование Амура и его притоков. Но для этого надо было выяснить, судоходна ли эта река на всем своем протяжении. Но только в 1848 году устье Амура открыл командир транспорта «Байкал» капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской.
Невельской в 1850 году основал Николаевский военный пост (Николаевск-на-Амуре), утвердил позиции России в Приморье, на которое уже зарились американские и английские колонизаторы. Несколько лет трудилась Амурская экспедиция. В 1853 году в бухте Де-Кастри был создан военный пост. Таким образом, самоотверженным трудом русских военных моряков Российская держава получила свободный выход в Тихий океан. В устье Амура, на острове Сахалин, и в ряде мест побережья Охотского и Японского морей были созданы военные посты, которые сыграли большую роль в защите Русского Дальнего Востока.
С 1849 года главной базой Охотской флотилии (с 1856 года - Сибирской) стал Петропавловск-на-Камчатке. Здесь флотилия получила первое боевое крещение – в августе 1854 года было отбито нападение англо-французской эскадры. Героической обороной Петропавловска-Камчатского руководил Василий Завойко. А в 1855 году, из-за уязвимого положения Петропавловска, базу, корабли и население эвакуировали оттуда в Николаевский пост. С 1871 года главной базой стал Владивосток.
Дальний Восток в конце XIX столетия стал сферой интересов всех великих держав, и Россия приняла судостроительную программу 1898 г. «Для нужд Дальнего Востока». Она предусматривала увеличение военно-морских сил на Тихом океане до 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсеров, 10 бронепалубных крейсеров, 10 крейсеров 2-го ранга, более 30-ти миноносцев. В 1897 году основной базой флота стал Порт-Артур. Была сформирована Порт-Артурская эскадра (будущая Первая Тихоокеанская эскадра).
К началу Русско-японской войны 1904-1905 гг. Военно-морские силы Российской империи на дальнем Востоке состояли из 1-ой Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии. Основной базой был Порт-Артур. Во Владивостоке базировался созданный в 1901 году Владивостокский отряд крейсеров и миноносцы. Русско-японская война запомнилась рядом героических и трагических событий: подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»; бой миноносца «Стерегущий»; легендарный бой крейсера «Рюрик» с шестью японскими крейсерами; героическая оборона Порт-Артура; гибель 2-я эскадры флота Тихого океана в Цусимском сражении.
В состав Сибирской флотилии в 1914 году входили два крейсера - «Аскольд» и «Жемчуг», одна канонерская лодка, 8 эсминцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок. К 1917 году военно-морские силы на Тихом океане не были восстановлены.
В годы Гражданской войны матросы Сибирской и Амурской военных флотилий участвовали в борьбе за установление Советской власти на Дальнем Востоке, воевали с белогвардейцами и интервентами. В 1922 году были сформированы Морские силы Дальнего Востока. В них входили Владивостокский отряд кораблей и Амурская флотилия.
В 1935 году Морские силы Дальнего Востока переформировали в Тихоокеанский флот (ТОФ). В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражалось более 140 тысяч моряков-тихоокеанцев. Во время советско-японской войны 1945 года ТОФ участвовал в освобождении Корейского полуострова, операциях по захвату Курил и Сахалина. К началу 1970-х годов был создан новый океанский ракетно-ядерный флот, который решал задачу стратегического сдерживания вероятных противников в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В постсоветское время ТОФ испытывал не самые лучшие времена и по понятным причинам почти не совершал дальних походов. Но начало третьего тысячелетия было ознаменовано для Тихоокеанского флота дальним походом его кораблей в порт Мумбай для участия в международном морском параде, посвященном «золотому» юбилею Республики Индия. Впервые после 7-летнего перерыва российские корабли вошли в воды Индийского океана. Участие в тех исторических событиях, безусловно, имело политическое значение и было делом чести для российских моряков, весь мир увидел, что наш Военно-морской флот способен решать задачи в любых широтах земного шара.
После парада «Мумбай-2001» наши корабли участвовали в беспрецедентных международных учениях. Одним из самых запоминающихся моментов было выполнение кораблями сложнейших элементов совместного плавания ордером, состоящим из 16 иностранных кораблей разных классов. Даже бывалые моряки не могли припомнить подобных маневров. А уже на следующий год на Тихоокеанском флоте было запланировано четыре дальних похода.
С тех пор началось возрождения Тихоокеанского флота. Сейчас ТОФ, как составная часть Военно-морского флота и Вооруженных Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.
Маленький флот с годами превратился в мощный Тихоокеанский флот, пройдя в своем развитии несколько непростых этапов - от пушечного до ракетно-ядерного орудия и от легкого парусного до сильного океанского флота.
21 мая в России отмечается ежегодный праздник в честь создания Тихоокеанского флота. Он был установлен приказом главнокомандующего ВМФ РФ от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности».
От души поздравляем всех моряков-тихоокеанцев и их близких с Днём Тихоокеанского флота ВМФ России . Желаем вам крепкого здоровья и успехов в службе. А флоту – достойного продолжения боевых традиций и роста боевой мощи во славу Родины!
Автор: Светлана Ляхова
Источник: Солдатский храм
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Всех моряков Тихоокеанского флота поздравляю с праздником!