При изучении истоков обрядовой стороны Крещения первостепенное значение имеет практика использования воды в ВЗ. Согласна Закону Моисееву, омовение в воде было частью ритуального очищения (Лев. 13-17; Числ 19. 12 и др). Отличительными чертами ветхозаветной практики можно считать то, что омовения совершались неоднократно, всегда без помощи посредников, не были связаны с понятиями вины, святости и спасения, но служили приготовлением к участию в жертвоприношениях (по этой причине женщинам ветхозаветная традиция в отличие от позднейшей раввинистической предписывала омовения в крайне редких случаях). Действенность омовения была обусловлена множеством факторов. Так, иногда одного омовения без жертвоприношения было недостаточно, чтобы произвести очищение (Лев 15. 13-15). Действенность зависела также от времени захода солнца (Втор 23. 11; Лев 15. 16). В большинстве случаев, отмеченных в ВЗ, требовалось омовение всего тела (Лев 15. 16), то есть полное погружение в воду. Причём очищала только вода из естественного источника ("живая" (проточная) вода – Числ 5. 17; 19. 17; Лев 14. 5, 50-53) или собранная в цистерну дождевая, поскольку считалась, что и та и другая происходит прямо от Бога (вода в любом сосуде при попадании в него чего-то нечистого оскверняется, если была налита человеком; природный же источник и вода в миквах сохраняют чистоту при соприкосновении с нечистотой; см., Лев 11. 33-36)..."
Православная Энциклопедия XXXVIII, с. 616
19/6 января Крещение Господне и Богоявление.
Всех православных христиан с праздником!
Мы рады встрече с читателями (пользователями) 🙂.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев