В начале школьного обучения ребенок сталкивается с одним из самых ранних и серьезных испытаний. Школа - это новая ситуация для ребенка, в которой проявляется, насколько он готов к встрече с новыми ситуациями и особенно с новыми людьми.
Именно отсутствие знания того, как подготовить ребенка к школе объясняется тот факт, что многие взрослые вспоминают о своих школьных годах как о кошмаре. Разумеется, если школа управляется должным образом, она может компенсировать недостатки раннего воспитания.
Идеальная школа должна служить посредником между семьей и широким миром окружающей действительности и быть не просто местом получения книжных знаний, но и местом овладения знанием и искусством жизни.
Но поскольку у нас пока нет идеальной школы, способной компенсировать недостатки семейного воспитания, стоит обратить внимание на ошибки, совершаемые родителями.
Школа может служить индикатором такого рода ошибок именно потому, что не является идеальной окружающей средой. Дети, которых не научили вступать в контакт с другими, чувствуют себя одинокими, поступив в школу.
В результате к ним начинают относиться как к требующим особого подхода.
Это мешает их полноценному развитию, и они становятся трудными детьми с точки зрения поведения. В таких случаях люди винят в этом школу, хотя она всего лишь выявила скрытые недостатки домашнего воспитания.
Неудачи ребенка в школе - тревожный симптом. Но он вскрывает не столько учебные неудачи, сколько неудачи психологические. Он указывает на то, что ребенок начал терять веру в себя. Столкнувшись с разочарованием, он начинает избегать полезных усилий и одобряемых направлений для собственных действий, постоянно ищет путь к свободе и легкому успеху. Вместо пути, предлагаемого обществом, он выбирает собственную дорогу, следование которой позволяет ему компенсировать свою неполноценность, развивая чувство превосходства. Он избирает путь, который привлекает всех разочаровавшихся, - путь наискорейшего психологического успеха.
Легче отличиться и стать победителем в собственных глазах, отбросив социальную и моральную ответственность и нарушая правила и закон, чем следовать социально приемлемым направлением. Но предпочтение этого легкого пути достижения превосходства всегда является показателем скрытой трусости и слабости, независимо от того, насколько смелыми и дерзкими представляются со стороны их поступки.
Такой человек всегда предпочитает делать только то, в чем он может точно преуспеть, демонстрируя таким образом, свое превосходство.
Так, дети (хотя это и справедливо и в отношении взрослых), которые не могут твердо стоять на ногах, вынуждены все время на что-то и кого-то опираться. Они постоянно чувствуют потребность в поддержке.
Можно убедить ребенка посредством наград и наказаний отказаться от привычки проявлять свою слабость, но его глубокая потребность в поддержке не исчезнет, проблема останется, если этому не уделить внимания.
Правильно то, что полезно для общества. Каждое нарушение и отступление от правил приводит к конфликту, который вызывает чувство собственной ненужности и бесполезности.
С позиции социальной активности, как показателя развития, можно понять и оценить стиль жизни любого ребенка. Школа покажет был ли он воспитан правильно: есть ли у него социальное чувство, мужество, понимание и вообще полезная цель.
#психология#психологияэмоций#школа#социальнаяактивность#дети#семья#общность#детскаяпсихология#родители#воспитание#новосибирск#новосибирскаяобласть
Нет комментариев