К 800 году в Южной Америке сформировались новые культуры (народы) – агуада (Аргентина), мантеньо (Эквадор), муиски (Колумбия), сунчитуйок (Аргентина), сикан (Перу), арату, уру (Бразилия), лас-аннимас (Чили), маражоара (Бразилия).
К 9 веку у чибча (Колумбия) довольно широко начинает развиваться металлургия.
В кон.9 века нашей эры индейцы племени кара вторглись с побережья в материковую часть Эквадора и образовали государство Киту.
до 900 года - небольшой поселок Уари постепенно превращался в город. В период его расцвета в нем проживало от 35 000 до 70 000 жителей, в их дома подавалась вода через подземную водопроводную систему. Ткачество было одним из самых распространенных занятий. Народ уари исчез приблизительно около 900 г. н.э., но он оставил после себя важное наследие - концепцию централизованного государства и рекомендации для его создания.
900 год - начав наступление от центра принадлежавших когда-то моче земель на северном побережье Перу, племя чиму постепенно объединило в своем новом государстве более 600 миль побережья. Из прекрасно снабжаемой водой с помощью ирригационной системы столицы Чан-Чан, расположенной в жаркой пустыне, с населением 36000 жителей, владыки чиму управляли строго разделенным на классы обществом, в котором умелые ремесленники пользовались особым уважением. Империя Чиму усиливалась, благодаря сложной созданной ими ирригационной системе, а также завоеванию таких соседних культур, как Чанкей, Ика-Чинка и Сикан. О культуре сикан можно судить по ножу для ритуальных церемоний. Когда их культура достигла периода наивысшего расцвета, чиму умели украшать одежду и домашнюю утварь требовавшими сложной обработки золотыми узорами, создавали ткани поразительной красоты. И вот им пришлось вступить в борьбу за власть со своими соперниками инками.
Ок. 900 года на майяских землях (Мексика), как предполагается, случилась катастрофа, причины которой до сих пор не ясны. Хорошо известно лишь, что города майя были по какой-то причине покинуты населением, священные памятники частью сожжены, частью низвергнуты с пьедесталов, при этом следов иноземного завоевания обнаружено не было. «Тайна покинутых городов» в современной науке чаще всего объясняется эрозией почвы как результата хищнической эксплуатации. Наступивший затем голод вынудил население покинуть эти территории. Государству майя был нанесён такой удар, от которого оно уже не смогло оправиться.
После 9 века, в постклассический период, все крупнейшие города-государства были почти наверняка заселены народами науа. Среди них были такие города, как Тула, Тенайука, Колуакан и Куэрнавака.
В этноисторических источниках колониального периода сами мешика (самоназвание ацтеков) подробно описывают своё прибытие в долину Мехико. Этноним ацтеков переводится, как люди из ацтлана - мифического северного региона. Следовательно, термин «ацтеки» применяется ко всем тем народам, утверждающим о своём происхождении из этого мифического места. Хроники описывают то, как разные народы, среди которых мешика, тлашкальтеки, тапанеки и акольуа, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долин и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико. Легенда гласит, что предки мешика пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков.
Когда мешика прибыли в долину Мехико, регион населяло множество городов-государств. Самыми могущественными из них были Колуакан на юге и Аскапоцалько на западе. Мешика попытались заселиться в регионе Чапультепек, однако были изгнаны оттуда тепанеками.
С 900 года – начало постклассической эпохи в истории Мексики называется период времени вплоть до испанского завоевания. Это время ознаменовалось для Центральной Америки началом эры металлов, первым из которых, как и в Старом Свете, стала медь. Археологические находки того времени являют собой кованые и литые изделия, полученные методом литья по выплавляемым моделям. Из меди, а позднее из иных металлов (включая золото) изготовлялись украшения, орудия труда, оружие. В это же время война, вспыхивавшая ранее лишь эпизодически, становилась едва ли не основным занятием поздних цивилизаций, её предназначением служили как территориальная экспансия, так и захват пленников, необходимых для кровавых жертвоприношений, в это же время получивших невиданное прежде распространение.
Постклассическая эпоха началась со вторжения северных варваров, в индейских манускриптах называвшихся чичимеками, то есть «собачьими детьми». В доколумбовой Америке это имя не считалось зазорным, более того, множество поздних правителей считало для себя почётным чичимеское происхождение.
900-1150 годы н. э. - около 1050 года Чако-Каньон (на территории современного штата Нью-Мексико) представлял собой крупный региональный центр с населением 1500-5000 человек. Он был окружён протогородами со стандартной планировкой, или «Большими домами», на постройку которых было изведено около 200 тысяч деревьев. Дороги шириной 9 метров, обрамлённые по краям бордюрами, расходились от Чако в различных направлениях. Небольшие блоки наземных каменных сооружений вместе с кивой образовывали типичное поселение-комплекс, позднее получившее известность как пуэбло.
В 10-11 вв. в Гватемалу из Табаско пришли тольтеки, к которым относились и племена киче, и завоевали центральное нагорье со столицей Кумарках (Утатлан).
С 10 по 13 век майя-тольтекской столицей была Чичен-ица. Она известна несколькими архитектурными сооружениями: храмом Кукулькан, башней Караколь, самым крупным в Месоамерике стадионом для игры в мяч, храмом воинов, стеной черепов и священным колодцем.
10-11 век - этногонические легенды возводят киче к тольтекам: они пришли в Гватемалу из Табаско и завоевали центральное нагорье со столицей Кумарках (Утатлан).
В 982 году Эрик отплыл на запад вместе с семьёй, слугами и скотом, но плавучий лёд помешал ему высадиться на берег; он был вынужден обогнуть южную оконечность острова и высадился вблизи Юлианехоб (Какорток). На протяжении трёх лет своего изгнания Эрик не встретил на острове ни одного человека, хотя во время своих путешествий вдоль побережья он доходил до острова Диско, далеко на северо-запад от южной оконечности Гренландии. По окончании срока своего изгнания Эрик Рыжий в 986 году вернулся в Исландию и начал поощрять местных викингов к переселению на новые земли. Он назвал остров Гренландией, которая дословно значит «Зеленая земля». Вокруг уместности этого названия до сих пор продолжаются споры; кое-кто считает, что в те времена климат в этих местах был мягкий, и прибрежные районы юго-запада острова действительно были покрыты густой травянистой растительностью; другие считают, что такое название было выбрано с единственной целью - привлечь к острову больше поселенцев.
К 1000 году тольтеки поселились на территории государств майя. К этому времени племена мешика (ацтеков) поселились в местности около современного Мехико.
Ок.1000 года - караибы последовали за таи́но на Антильские острова, где они вытеснили и ассимилировали игнери, аравакский этнос Малых Антильских островов.
В 11 веке возник триумвират городов-государств северного Юкатана: Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан – Майяпанская лига.
Конец 1 тыс. н. э. стал периодом упадка культуры майя, наиболее вероятной причиной которого считается вторжение племён пипилей и тольтеков из Центральной Мексики. Многие города были оставлены, но на полуострове Юкотан возникла смешанная майя-тольтекская культура.
С 10 в. на се¬ве¬ре Колумбии сформировалась цивилизация Тайрона. У на¬ро¬дов, жив¬ших на вост. скло¬нах Анд, в до¬ли¬нах рек Кау¬ка и Ма¬гда¬ле¬на и на юге гор¬ной К., над¬об¬щин¬ный уро-вень ор¬га¬ни¬за¬ции от¬сут¬ст¬во¬вал.
10-15 век - распространению языка кечуа по империи инков содействовало то, что его использовала в своих торговых операциях культура Чинча, создавшая обширную торговую сеть на территории будущей Империи Инков. Пришедшие с юго-востока инки, сами говорившие на другом языке капак сими (возможно, близком к языку пукина, либо уру-чипайя), быстро оценили редкое сочетание богатства и простоты изучения кечуа и сделали его государственным языком своей империи. Благодаря этому язык кечуа легко вытеснил местные языки даже в тех местностях (например, в современном Эквадоре), где власть инков продолжалась считанные десятилетия.
С 10 по 13 вв. государство Тиауанако подчинило себе большинство народов Косты. После крушения империи локальные трибальные объединения, освободившиеся от внешнего гнета, создали собственные государственные образования.
Кон.1 тыс.н.э. – построен город Кито и являлся столицей индейского государства Киту, которое около 980 года покорил народ кара.
В кон. 1-го тыс. н. э. индейцы племени кара, жившие на побережье, вторглись в горные районы и, покорив местное население - индейцев племени киту и другие племена (частично истребив их, частично ассимилировав), создали государство, которое в латиноамериканской литературе именуют «царством Киту». Постепенно оно превратилось в государство, близкое по типу к восточной деспотии.
Кон.1-го тыс.н.э. - с древ¬ней¬ших вре¬мён на тер¬ри¬то¬рии Эквадора про¬жи¬ва¬ло боль¬шое ко-ли¬чест¬во ин¬дей¬ских пле¬мён, го¬во¬рив¬ших на разл. язы¬ках и на¬ре¬чи¬ях, в т. ч. пле¬ме¬на ка¬рас (ка¬ран¬кис), пу¬руа¬ес, ки¬тус, паль¬тос, кань¬я¬рис и др. Ка¬рас, ук¬ре¬пив своё влия¬ние и по¬бе¬див ки¬тус, в кон. 1-го тыс. н. э. ос¬но¬ва¬ли т. н. Цар¬ст¬во Ки¬то.
С кон. 1-го тыс. Кос¬та бы¬ла раз¬дроб¬ле¬на на по¬ли¬тич. об¬ра¬зо¬ва¬ния, со¬от¬но¬си¬мые с куль¬ту-ра¬ми Сиким, Чиму (на её ос¬но¬ве сло¬жи¬лась им¬пе¬рия Чи¬мор, во 2-й пол. 14 – сер. 15 вв. объ¬е-ди¬нив¬шая се¬вер Кос¬ты), Кас¬ма-То¬ма¬вал (8–15 вв.; до¬ли¬ны Уар¬мей, Кас¬ма, Ви¬ру), Чан¬кай (1-я пол. 1-го тыс.; центр Кос¬ты), Ич¬сма, Чинча и Ика.
На руб. 1-го и 2-го тыс. на части территории Аргентины распространяется культура Диагита (характерна керамика с чёрным стилизованным орнаментом на красном и жёлтом фоне), что связывают с появлением нового населения, строившего наряду с открытыми поселениями каменные укрепления, города (Тастиль).
Около 1000 г. н.э. в Андах устанавливается общественно-политический строй, напоминающий западный феодализм. На севере возникает королевство Чиму, самое могущественное в этот период; оно подчиняет себе множество долин, в каждой из которых сооружается свой собственный городской центр. Столица королевства Чан-Чан (возле Трухильо) являет собой примечательный памятник городской планировки: город, где проживало более пятидесяти тысяч жителей, был разделен на десять прямоугольных кварталов, и в каждом из них были свои дома, резервуары для воды и храмы-пирамиды.
1000-1450 год – существовала культура Белен на территории департаментов Белен и Тиногаста в аргентинской провинции Катамарка в дельте реки, в долинах Абаукан и Уальфин, где находился её центр, а также в районе Пипанако. От других культур керамико-сельскохозяйственного периода отличались изготовлением керамических фигур змей, страусов, жаб с сетчатым телом и крестом.
С 1000 года – существовала культура Санагаста, возникла на территории Аргентины. Её центр находился на территории современной провинции Риоха, а влияние распространялось до провинции Сан-Хуан. Наряду с культурами Белен и Санта-Мария относится к доисторическому периоду Аргентины. Территория культуры Санагаста примерно совпадает с территорией проживания исторических народов диагита и капаянов, исчезнувших после прихода испанцев.
С 1000 года археологи говорят о начале нео-индского периода, который заканчивается с периодом европейских колонизаторов. Не известно, сколько людей проживало в Венесуэле до испанского завоевания. Возможно, их было около одного миллиона человек. Их численность сильно сократилась после начала европейской колонизации, в основном за счет распространения новых болезней из Европы. Что касается сельского хозяйства, то в доколумбовую эпоху в стране существовали две основные агрокультуры: на западе выращивали кукурузу, на востоке - маниок. Значительные части равнин льянос культивировались путем сочетания подсечно-огневого и постоянного оседлого сельского хозяйства. Коренные народы Венесуэлы сталкивались с неочищенной нефтью, которая просачивалась сквозь землю на поверхность. Известная местным жителям как mene - густая, чёрная жидкость - в основном использовалась в лечебных целях, в качестве источника света, а также для смоления каноэ.
Ок.1000 года - считается, что первыми европейцами, ступившими на канадскую землю (остров Ньюфауленд) были исландские викинги. Однако они не смогли колонизовать страну, прозванную ими Винландией. Методом дендрохронологии определили, что деревянные предметы, найденные в Л Анс-о-Медоуз, были сделаны из деревьев, срубленных в 1021 году.
1000 год - на полуострове Сьюард в штате Аляска в районе мыса Эспенберг в местечке «Всплывающий кит» были обнаружены бронзовые и железные артефакты, что свидетельствует о контактах жителей Восточной Азии с Америкой (Аляской).
1000-1750 год – существовала неоэскимосская культура Туле, существовавшая на севере Канады и в Гренландии. Предки современных эскимосов. Культура Туле возникла ок. 1000 года н. э. на Аляске и распространилась оттуда на всю северную Канаду, достигнув Гренландии в 13 веке. При этом она сменила культуру Дорсет.
ок. 1003 года – Лейф Счастливый основывает скандинавскую колонию Винланд и поселение около современного поселка Л Анс-о-Медоуз на острове Ньюфаундленд, просуществовавшее ориентировочно до 1020 года. Возможное плавание викингов к берегам Новой Англии и острову Лонг-Айленд.
В нач.11 века в Гренландию начало проникать христианство. Согласно сагам, его принёс сюда Лейф Эриксон, второй сын Эрика Рыжего, который посетил Норвегию и был обращён в христианство норвежским королём Олафом I, а затем был послан обратно в Гренландию с целью распространения христианства среди местных жителей. Вернувшись в Гренландию, Лейф начал проповедовать христианство и обратил в него свою мать, которая построила первую на острове церковь в имении Эрика Рыжего Братталид.
В 11–12 вв. н. э. (Бразилия) в среднем те¬че¬нии реки Ара¬гу¬ая по¬яв¬ля¬ет¬ся куль¬ту¬ра аруа¬нá (пред¬ки ин¬дей¬цев каража). Как и у ара¬ту́, в ос¬но¬ве её хо¬зяй¬ст¬ва – вы¬ра¬щи¬ва¬ние горь¬ко¬го ма-ни¬ока.
С 11 в. в Сьер¬ре со¬кра¬ща¬ет¬ся на¬се¬ле¬ние, при¬хо¬дят в упа¬док го¬ро¬да, го¬су¬дар¬ст¬ва, по¬се¬ле¬ния пе¬ре¬ме¬ща¬ют¬ся в труд¬но¬дос¬туп¬ные и ук¬ре¬п¬лён¬ные мес¬та.
11 век – расцвет культуры Тиаунако, на берегах озера Титикака.
11-16 вв - на вост. скло¬нах Анд для 11–16 вв. вы¬де¬ля¬ет¬ся «клас¬си¬че¬ская» куль¬ту¬ра ча¬ча-пойя, ме¬ст¬ное на¬се¬ле¬ние не¬од¬но¬крат¬но вос¬ста¬ва¬ло про¬тив за¬вое¬вав¬ших их ин¬ков.
На руб. 11–12 вв. её сменяют культуры «эпохи чульп» (Мольо, Колья и др.; характерны круглые и квадратные каменные погребальные башни), относимые к индейцам аймара.
К 1100 году появились новые культуры (и народы) – кильке, чирибайя, чинча (Перу), цивилизация тайрона (Колумбия), инки (Перу), аруана (Бразилия), кечуа (Перу).
Ок. 1100 года - последняя волна аравакских мигрантов, карибы, начала переселение на острова Малой Антильской гряды, и к моменту прибытия испанцев карибы регулярно нападали на поселения таино на востоке острова.
В 12 веке в Центральной Мексике появляются ацтеки; покорив многие обитавшие там племена, они создали могущественную империю.
Сер 12 века - до испанского завоевания, чичимеки не раз переселялись в Центральную Америку и образовывали новые цивилизации, перенимая культуру мезоамериканских индейцев. Известно, что современные народы науа, в том числе и ацтеки сами мигрировали c севера. Поэтому чичимеками ацтеки также называли своих предков и согласно их летописи, миграция чичимеков-предков науа произошла в середине 12 века они стали переселяться на юг страны, а в начале 13 века появились на территории, на который до этого располагалось государство древних тольтеков. Чичимеки основали своё государство, столицей которого был Тенайука. Чичимекский правитель Кинацин, правивший в начале XIII века, перенёс столицу в город Тескоко. Вскоре после этого чичимекское государство по неизвестным причинам распалось, а сам Тескоко превратился в самостоятельный город-государство. Другие племена, входившие в конфедерацию чичимеков, также смогли создать свои города-государства - отоми в Шалтокане, акольхуа в Коатлинчане, тепанеки в Аскапоцалько.
К 1150 году в центре Мексики поселились отоми.
Во 2 пол.12 века – ацтеки пришли в долину Мехико. Они не могли конкурировать с самыми сильными городами-государствами - Аскапоцалько и Кольуаканом, поэтому с 1250 года по 1298 год ацтеки находились на службе у первого, а затем перешли под покровительство второго. Войны являлись практически повседневным занятием ацтеков, они позволяли захватывать пленных и приносить их в жертву богам. Ацтекское вооружение состояло из лука, пращи, копья, палицы и кремнёвого тесака.
1178 год - воцарившись в Майяпане, Хунак Кеель подверг Чичен-Ицу опустошению. Так власть в Майяпане перешла к майя-тольтекской династии Кокомов, правивших до 1461 года, когда правление захватили Шивы из Ушмаля. К концу XIV века Чичен-Ица, придя в упадок, обезлюдела (Мексика), а к середине XVI века город лежал в руинах.
В конце XII века на полуострове осложнилась политическая ситуация. Правители Чичен-Ицы увеличили размер дани, поступавшей от подконтрольных городов и селений. Вкупе с необходимостью делать человеческие жертвоприношения в священном колодце это вызвало негодование местных жителей. Согласно майянской книге пророчеств «Чилам-Балам» правитель Майяпана Ах Меш Кук отправил в Чичен-Ицу в качестве жертвы своего военачальника Хунак Кееля. Однако, Хунак Кеель вынырнул из колодца, объявив, что разговаривал с богами, и те назначили его правителем Майяпана.
Приблизительно с 1200 года, в Гренландию начинают прибывать представители совсем другого народа - носители культуры туле, которая возникла за 200 лет до того где-то на западе Аляски и распространилась по всему арктическому побережью Северной Америки. Тулийские эскимосы, предки современных гренландских инуитов, поселились к югу от области расселения поздне-дорсетской культуры и отсюда распространились по большим территориям западной и восточной Гренландии. Этот народ обнаружил высокую степень адаптивности и хорошо приспосабливался к местным условиям, питаясь охотой на практически любых животных, которые встречались как на суше, так и в море. Тулийцы жили преимущественно оседло, создавая большие запасы пищи, которая помогала им пережить голодные зимние месяцы. Сначала они избегали местностей в высоких широтах крайнего севера Гренландии. Природа контактов между местными культурами туле, дорсет и норвежцами остаётся неясной. В раскопках стоянок культуры дорсет предметы норвежского производства полностью отсутствуют, но существуют непрямые свидетельства контактов, так называемые «экзотичные элементы», не характерные для культуры в целом: винтовая резьба на костяных орудиях труда и резные фигурки людей с бородой. В то же время на раскопках стоянок Туле находят много предметов норвежской работы.
Нач.13 века - носители инуитской культуры туле, предки современных коренных жителей Гренландии, начали проникать на север острова в начале XIII века.
13 век - предки современных инуитов начали селиться на юге Гренландии. Эскимосы-калаалиты - единственный народ, который непрерывно населял остров Гренландию на протяжении столетий.
В 12 веке племя инков поселилось в районе Куско.
В нач.12 века - легендарный первый инка Манко Капак основал Куско. Город лежит на высоте 3416 м над у.м. в глубокой долине, пролегающей с севера на юг между двумя крутыми хребтами Анд. Как повествует предание, Манко Капак во главе своего племени пришел в эту долину с юга. По указанию бога Солнца, своего отца, он швырнул золотой жезл себе под ноги и, когда тот был поглощен землей (добрый знак ее плодородия), основал в этом месте город. Исторические источники, частично подтвержденные данными археологии, указывают, что история возвышения инков, одного из бесчисленных андских племен, начинается в 12 в., а их правящая династия насчитывает 13 имен – от Манко Капака до Атауальпы, убитого испанцами в 1533.
С 12-13 веков формируются племенные объединения чибча (Колумбия). Государства чибча довольно часто, особенно с XV века, подвергаются нападениям со стороны соседних аравакских и особенно карибских племён.
В 1200-1572 год – существовала Цивилизация Инков. Инки производят себя от Бога Солнца, пославшего на Землю своих детей - сына Манко Капака и дочь Мама Окльо. Дети основали город Куско, дали людям религию и законы, обучили мужчин возделывать землю и добывать металлы, а женщин ткать и вести хозяйство. Манко Капак стал первым Инкой - властителем, а Мама Окльо - его супругой. На самом деле инки были небольшим племенем в Перуанских Андах.
Около 1200 г. в долине Моче высадились приплывшие с севера племена чиму. Пришельцы, говорившие на диалекте мочика, приняли культуру моче, но политически превзошли их. Они основали царство Чимор со столицей Чан-Чан - "Дом змей". Хорошо спланированный город с населением 60 тыс. человек был разделен на кварталы. В каждом были святилища и парки, площади, общественные здания и сады, водохранилища. Здания украшал штампованный глиняный орнамент с изображениями животных и птиц. Чиму первыми в Америке стали массово выделывать изделия из бронзы. Их ножи, и мотыги высоко ценились. Но в керамике они оставались учениками мочика.
С 1200 года - потомки народа, поселившегося в долине Куско, расположенной на высоте более 11 000 футов над уровнем моря, инки начали развивать свою культуру. Хотя столица Куско постоянно росла, их власть оставалась довольно ограниченной.
1200-1470 год – существовала культура Санта-Мария на территории современной Аргентины на северо-западе провинции Катамарка в период 1200-1470 н. э., в основном в долинах Кальчакиес и Йокавиль.
1200-1500 год – существовала культура Авериас на территории аргентинской провинции Сантьяго-дель-Эстеро. Культура находилась под сильным влиянием андской зоны. Создавали урны с мифологическими рисунками, очень абстрактными по виду, лишь отдалённо напоминающими реальные предметы. Керамика очень совершенная по форме и оформлению. Цвета - более яркие и живые, чем у культуры Сунчитуйок - красный, чёрный, белый и кремовый.
С 1200 года – постклассический период, или «поздние доиспанские цивилизации». Датируется периодом с 1200 г. и до европейской колонизации. Постклассическими являются поздняя цивилизация майя и культура ацтеков.
Указанная классификация является в значительной мере упрощённой, поскольку от неё имеются многочисленные региональные отклонения и вариации.
К 1200 году – на юго-востоке США появилась культура Форт-Уолтона (уолтоны). На Аляске, севере Канады и Гренландии появилась культура Туле (тулейцы).
В 13 веке остров Барбадос заселили индейцы племени карибов, вытеснив оттуда оба предшествующих племени. В течение нескольких последующих столетий карибы, как до них племена араваков и саладоидов-барранкоидов, изолированно жили на острове.
В 13-15 веках в результате Великой засухи представители пуэбло переселились в долину реки Рио-Гранде и ныне пустынные плоскогорья Аризоны и Нью-Мексико, а территории их прежнего обитания заселили апачи и навахо.
К 1250 году пуэбло переселились на север, их территорию заняли апачи и навахо.
К 1250 году – возникли новые культуры (и народы) – чибча (муиски) (Колумбия), карибы (Гвиана), чанкай (Перу), санта-мария (Аргентина), чиму (Перу).
В 13–15 вв. до¬ли¬на Ка¬ха¬мар¬ка вхо¬ди¬ла в гос-во Ку¬ис¬ман¬ку. В до¬ли¬не Уа¬ма¬чу¬ко но¬вые цен¬тры рас¬по¬ло¬же¬ны бли¬же к Кос¬те и бы¬ли, ве¬ро¬ят¬но, свя¬за¬ны с тор¬гов¬лей.
В 1256 году мешика остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда - лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко. К приходу мешика земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, мешика обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько).
До 1261 года - Гренландская колония была независимой республикой, когда её население присягнуло на верность норвежскому королю: в обмен на уплату налогов Норвегия обязывалась обеспечивать снабжение колонии необходимыми материалами, ежегодно посылая к острову торговую экспедицию; даже после этого Гренландия продолжала пользоваться значительной внутренней автономией и жить по своим законам.
В 1299 году колуаканский правитель Кошкоштли разрешил мешика обосноваться в пустынной долине Тизапана на правах вассалов, где в конце концов мешика переняли культуру и религию колуакана. Мешика утвердили своё влияние в составе государства Колуакана, женившись на представителях колуаканский знати, чьи корни, согласно их верованиям, восходили к легендарному городу Тула. Однако в результате дипломатического конфликта, Колуакан решил изгнать мешика из Типазана, и мешика снова были вынуждены кочевать. Тогда народу мешика явился бог Уицилопочтли, что означает «колибри юга». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе-опунции на острове посреди озера и поедавшем змею, - образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена - орёл, поедающий змею, - изображена на мексиканском флаге.
В 1323 году за военные успехи правитель Кольуакана отдал в жёны ацтекскому вождю свою дочь, однако, ацтеки принесли её в жертву Уицилопочтли, после чего были изгнаны из владений Кольуакана. Предание ацтеков гласит, что они должны были поселиться в месте, которое укажет орёл, сидевший на кактусе и поедавший змею. Это предначертание сбылось на одном из островов Тескоко 18 июля 1325 года, где и возник Теночтитлан. Часть ацтеков, отделившись, основала соперничавший город Тлателолько.
В 1325 году был основан город Теночтитлан (город Теноча). Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр города Мехико. Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но мешика решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для мешика тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды мешика отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатла с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами. Год основания Теночтитлана датируется, как правило, 1325 годом.
1325 год – был основан город Мехико индейцами-ацтеками. Их племена появились в окрестностях современного Мехико приблизительно в 1200 году. Согласно древнеиндейскому преданию, сюда им повелел явиться бог солнца Уицилопочтли, который велел ацтекам поселиться в том месте, где им встретится орёл, сидящий на высоком кактусе и удерживающий в клюве змею. Индейцам удалось обнаружить такую местность, которая полностью соответствовала описанию, и они решили основать здесь поселение - Теночтитлан (в переводе с ацтекского - «дом кактусовой скалы»), - выросший на западном берегу озера Тескоко, в живописной долине, стал столицей ацтекского государства.
В 14-16 веках Теночтитлан (Мехико) являлся одним из крупнейших городов в мире: численность населения к началу 16 составляла почти 500 тыс. человек. Этот величественный город успел просуществовать около двух столетий.
14 век – существовал город-государство Тастиль, он считается крупнейшим доколумбовым городом на территории современной Аргентины. Его населяли около 3 тыс. человек, относившиеся к народу такаменьо. Считается, что государство Тастиль владело рядом колоний-факторий на территории современных городов Сальта и Жужуй. Тастиль неожиданно обезлюдел в конце XIV века, по-видимому, в результате вторжения Империи инков. На территории Аргентинской Месопотамии относительно недавно поселились представители народа гуарани, происходящие из Амазонии, относящиеся к языковой семье тупи-гуарани.
В 14 веке - в рай¬оне Уан¬ка (центр Сьер¬ры) фор¬ми¬ру¬ют¬ся 4 во¬ж¬де¬ст¬ва, уси¬ли¬ва¬ет¬ся со¬ци-аль¬ная стра¬ти¬фи¬ка¬ция. В рай¬онах Та¬ра¬ма и Чин¬чай¬ко¬ча (совр. ре¬гион Ху¬нин) скла¬ды¬ва¬ет¬ся взаи¬мо¬дей¬ст¬вие ме¬ж¬ду зем¬ле¬дель¬ца¬ми и пас¬ту¬ха¬ми, ос¬но¬ван¬ное на ду¬аль¬ном чле¬не¬нии об-щин. Па¬мят¬ни¬ки 11–15 вв. на территории ре¬гио¬нов Уан¬ка¬ве¬ли¬ка, Ая¬ку¬чо, Апу¬ри¬мак объ¬еди-ня¬ют в куль¬ту¬ру чан¬ка. Со¬глас¬но позд¬ней тра¬ди¬ции, сла¬бо под¬твер¬ждае¬мой ар¬хео¬ло¬гич. ис-точ¬ни¬ка¬ми.
В 14 веке территорию Боливии захватили инки и создали Империю со столицей в Куско.
В 14-15 веках карибы начали переселяться на Малые Антильские острова,
К 1350 году - свои владения инки начали расширять с территорий, непосредственно прилегавших к долине Куско. В правление Инки Роки они завоевали на юге все земли вблизи озера Титикака, а на востоке – близлежащие долины. Вскоре они продвинулись на север и дальше на восток и подчинили себе территории в верховьях реки Урубамбы, после чего направили свою экспансию на запад. Здесь они столкнулись с ожесточенным сопротивлением племен сора и рукана, но вышли из противостояния победителями. Около 1350 инки навели висячий мост через глубокий каньон реки Апуримак. Ранее ее пересекали три моста на юго-западе, но теперь инки проложили прямой путь от Куско к Андауайлас. Этот мост, самый длинный в империи (45 м), инки называли «уакачака», священным мостом. Неизбежен стал конфликт с могущественным воинственным племенем чанка, которое держало под контролем Апуримакский проход. В конце правления Виракочи (ум. 1437) чанка осуществили внезапный набег на земли инков и осадили Куско. Виракоча бежал в долину Урубамбы, оставив защищать столицу своего сына Пачакутека («сотрясатель земли»). Наследник блестяще справился с возложенной на него задачей и наголову разгромил врагов.
В 14 в. правитель инков Майта Капак завоевал соседние земли. Около 1438 г. сын правителя инков принял верховную власть, а с ней имя Пачакути. В середине XV в. Пачакути подчинил земли вокруг озера Титикака. В следующие 50 лет инки создали огромную империю, простиравшуюся от Колумбии до Чили.
14 век -1463 год - самым значительным из них стало воевавшее с инками государство Чиму-Чимор со столицей Чан-Чан (вблизи нынешнего порта Трухильо). Этот город с огромными ступенчатыми пирамидами, орошаемыми садами и облицованными камнем бассейнами занимал площадь в 20,7 кв. км. Здесь сложился один из центров керамического производства и ткачества. Государство Чиму, распространившее свою власть на протяжении 900-километровой линии перуанского побережья, имело разветвленную сеть дорог. Таким образом, имея в прошлом древнюю и высокую культурную традицию, инки были скорее наследниками, нежели родоначальниками перуанской культуры.
1350 год - миштеки занимали горный район на севере и на западе нынешней провинции Оахака (Мексика), постепенно расширяя зону своего влияния с помощью искусной дипломатии и династических браков, к 1350 году им удалось установить своё влияние на всей территории современной Оахаки. О богатстве и пышности миштекской столицы Монте-Альбан свидетельствует фантастическое даже по современным меркам убранство «могилы номер семь», найденной в этом городе.
Об индейцах-уастеках известно сравнительно мало, кроме того, что их силы и влияния хватило на то, чтобы не только распространиться, но и удержать за собой территорию от гор Сьерра-Мадре до Мексиканского залива. И наконец, в Митле продолжало существовать сапотекское государство постклассической эпохи. Развитие всех этих цивилизаций было прервано испанским завоеванием.
Приблизительно в 1350 год - было оставлено Западное поселение Гренландии; этому, возможно, способствовало появление в этих местах инуитов - носителей культуры Туле, которые в 1379 году уже подошли к окраинам Восточного Поселения.
К 1350 году – на юго-западе США появились южные атапаски. На северо-востоке США и востоке Канады появились алгонкины. На острове Ньюфаундленд поселились беотуки.
В 14-15 веках - вероятно, расселение карибов началось из Гвианы, они начали переселяться на Малые Антильские острова, где смешались с араваками и перешли на их язык. Некоторые племена карибов вымерли к началу XX века.
В 14 веке – ухудшение климата в Гренландии, затруднило сельское хозяйство и скотоводство на острове и способствовало ускорению упадка гренландской колонии. Эпидемия чумы в середине 14 века опустошила остров, уменьшив его население наполовину.
В 1367 году ацтеки вновь перешли на службу к тепанекскому городу Аскапоцалько.
1376 год - официальный год создания империи ацтеков (Мексика).
В 1376 году была основана королевская династия мешика, когда Акамапичтли, сын отца-мешика и колуаканской матери, был избран первым тлатоани города Теночтитлан.
В первые 50 лет после основания династии мешика, Теночтитлан платил дань Аскапоцалько, самому влиятельному государству в долине Мехико в тот момент, во главе с Тесозомоком. Мешика снабжали тепанеков воинами и в результате удачных военных компаний получали часть дани от завоёванных государств. Это обеспечило Теночтитлану экономический и демографический рост.
В 1396 году вторым тлатоани стал Уитцилиуитль, он женился на дочери Тесозмока, чтобы укрепить и так хорошие отношения с Аскапоцалько. Чимальпопока, сын Уитцилиуитля, стал правителем Теночтитлана в 1417 году.
К кон. 14 в. в подчинении у киче оказались многие народы Гватемалы.
Ок.1399 года - отоми были захвачены ацтеками, которые позже использовали их в качестве наемников. Столица отоми Шальтокан располагалась в северной части озера Тескоко. Тлашкальские отоми были первыми, кто сразился с испанскими войсками. После поражения отрядов отоми многие племена отсоединились и ушли в подчинение конкистадорам. Несколько племён остались защищать свою столицу Шальтокан. Позже её завоевали испанцы, жестоко подавляя сопротивление.
К 1400 году на территории Гвартемалы жили киче. К северу от тотанеков жили уастеки (уастеки родственны майя). В центре Мексики (рядом с ацтеками) жили тараски.
До 15 века территорию нынешней Лимы населяли индейские племена ичма, занимавшиеся рыбловством и поливным земледелием. В XV веке они были включены в состав Империи инков.
Ок. 1418 г. соседние с чичимеками племена тепанеков сумели захватить город Тескоко и удерживали там власть до 1429 г. когда они были изгнаны из страны при помощи ацтеков.
К 15 век - предки апачей обитали на западе Канады, откуда они к XV веку мигрировали на юг в район современной границы США и Мексики. Часть западных апачей (навахо) заимствовала у аборигенных пуэбло навыки земледелия.
В нач. 15 века велись постоянные войны между мелкими государствами.
В 1418 году Аскапотцалько начал войну с союзным для мешика городом акльуа и убил их правителя Иштлильшочитля I. Даже несмотря на то, что Иштлильшочитль был женат на дочери мешиского правителя Чимальпопоки, Теночтитлан был вынужден поддержать Тесозмока.
В 1426 году Тесозмок умер и его сыновья устроили борьбу за трон в Аскапотцалько. Во время этой борьбы Чимальпопока умер и был вероятно убит сыном Тесозмока - Маштлой, который видел в нём опасного соперника. Ицкоатль, брат Уитцилиуитля и дядя Чимальпопоки, был избран следующим тлатоани. Теночтитлан объявил войну Аскапотцалько во главе с Маштлой и нашёл союзника в лице Несауалькойотля, сына убитого правителя Тескоко Иштлильшочитля I. Ицкоатль также заключил союз с братом Маштлы, правителем тепанеков в городе Тлакопан. Так образовался тройственный союз Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана, вместе они покорили Аскапотцалько в 1428 году, уничтожили город и принесли в жертву Маштлу. После этой победы Теночтитлан стал самым влиятельным городом в долине Мехико, и из тройственного союза была основана Ацтекская империя.
Ицкоатль продолжил завоевательную политику, покорив такие города-государства как Кульчкан, Сочимилько, Куитлауак и Микскик и облагая их данью, поступавшею в Теночтитлан. В этих регионах экономика основывалась на высокопродуктивном сельском хозяйстве чинампах - искусственных участках с богатой почвой в мелководном озере Сочимилько. Затем Ицкоатль предпринял дальнейшие завоевания в долине Морелос, подчинив город-государство Куаунахуак (ныне Куэрнавака).
В 1428 году усилившиеся ацтеки под предводительством Ицкоатля напали на тепанеков, разгромив их и разорив Аскапоцалько (Мексика).
В 1434 году была создана тройственная лига (союз) - триумвират Теночтитлана, Тескоко и тепанекского Тлакопана (Мексика), локальные войны отошли в прошлое.
В 1438 году Пачакути Инка Юпанки захватил престол. Называя себя "Сотрясающим землю", он со своими войсками совершил поход по всем Андам, завоевывая одни государства, ведя переговоры с другими, стараясь объединить несколько соседних стран в единую могущественную империю. Пачакути перестроил Куско, превратив столицу в город с прекрасными каменными дворцами и храмами. Его провинциями управляло многочисленное дисциплинированное, отлично функционировавшее чиновничество, стоявшее на защите интересов государства. Его преемник, сын Топа Инка, который пришел к власти в 1471 году, нанес такой сокрушительный удар по чиму, что обеспечил себе полный контроль над всем этим обширным регионом, простиравшимся от Эквадора до самого сердца Чили.
1438-1463 год - в правление Пачакутека инки расширили свои владения к северу до озера Хунин, а на юге завоевали весь бассейн озера Титикака. Сын Пачакутека Тупак Инка Юпанки (1471–1493) распространил власть инков на территорию нынешних Чили, Боливии, Аргентины и Эквадора.
С 1440 года по 1469 год ацтеками правил племянник Ицкоатля Монтесума I. Ведя жестокие войны, он расширил сферу влияния Теночтитлана. После смерти Монтесумы к власти пришёл его внук - Ашайякатль, возможно, реальная власть в период с 1469 года по 1477 год находилась у матери Ашайякатля - Атотоцтли. Ашайякатль совершил от 14 до 37 военных походов.
В 1440 году Монтесума Илуикамина был избран тлатоани Теночтитлана. Он был сыном Уитцилиуитля, братом Чимальпопоки и ранее служил военным лидером во время завоевательных походов своего дяди Ицкоатля в войне против Тепанеков. Появление нового правителя Теночтитлана часто выступало поводом для некоторых подчинённых городов организовывать повстанчества и отказываться платить дань. Таким образом, избрание нового тлатоани сопровождалось не только организацией коронации, но и демонстрацией своей военной мощи против мятежников и новыми завоеваниями. Монтесума решил иным образом проверить вассальные государства на верность, потребовав прислать рабочих в Теночтитлан, чтобы перестроить Великий храм Теночтитлана. Только город Чалько отказался представить рабочих, и военный конфликт между Чалько и Теночтитланом продолжался до 1450-х годов. Монтесума покорил города в долине Морелос и Герреро, а затем предпринял новые завоевания в регионе уакстеков на севере Веракруса в миштекском регионе Койхтлахуака и в больших частях региона Оахаки, а затем снова в центральном и южном частях региона Веракрус, завоевав такие города как Косамалопан, Ауилизапан и Куетлаштлан. Основными противниками ацтеков в этот период выступали города Тласкалан, Чолула и Уэшоцинко, которые поставляли воинов в завоёванные ацтеками города. Поэтому Монтесума организовал аналог холодной войны, организовывая мелкие стычки с этими городами, чтобы рано или поздно истощить их силы.
Монтесума также укрепил политическую структуру тройственного союза и внутриполитическую организацию Теночтитлана. Его брат Тлакаелель служил Монтесуме главным советчиком и главным организатором политических реформ в этот период, укрепляя власть правящего класса и учреждая свод юридических законов и практику восстановления в правах покорённых правителей в их городах, присягнувших в верности Теночтитлану.
В 1440-х г. территория Сантьяго-де-Керетаро находилась под властью владения Шилотепеке, который подчинялся ацтекам. Под управлением Ауицотля в конце 15 в. ацтеки управляли областью непосредственно, по причине защиты от воинственных чичимеков с севера. Отоми здесь были самым многочисленным народом, а также здесь жили чичимеки. В доиспанский период и колониальный период, отоми жили родовыми общинами на определённых территориях, в саманных хижинах. Они вели оседлый образ жизни и занимались сельским хозяйством. Однако, в отличие от ацтеков, отоми не создали известных культурных центров.
15 век - инки вторглись на территорию Боливии, в царствование Инки Пачакутека, и включили эти земли в провинцию Кольясуйю – южную часть их империи. В саваннах Мохо в Восточной Боливии в 3-й четверти 1-го тыс. н. э. появляются многослойные земледельческие поселения; известны вторичные погребения в керамических сосудах.
В 15 в. су¬ще¬ст¬во¬ва¬ла «кон¬фе¬де¬ра¬ция чан¬ков», быв¬шая гл. со¬пер¬ни¬ком инков, соз¬дав¬ших им¬пе¬рию Тау¬ан¬тин¬суйу (ок. 1438–1539), ох¬ва¬тив¬шую тер¬ри¬то¬рию Центр. Анд.
15 век - инки покоряли соседние племена один за другим, и к XV веку завладели землями от современной южной Колумбии до центрального Чили, составившими империю Тауансуйу, что в переводе означает «четыре соединённые между собой стороны света». Такое название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу. Кроме того, из Куско в четыре стороны выходили четыре дороги, и каждая из них именовалась по названию той части империи, в которую она вела.
В 15 веке (около 1460 года) «царство Киту» было завоёвано государством инков Тауантинсуйу (процесс завоевания длился около 15 лет). Большинство населения государства инков (инки - правящая каста) составляли индейцы племени кечуа. В результате этого завоевания язык кечуа стал самым распространённым индейским языком на территории нынешнего Эквадора.
К 1450 году – на западном побережье США жили племена ирокезов.
15 век - до прихода на эти земли испанцев (Тихуана), здесь существовали поселения племён кумиаи, родственных с другими племенам, жившими на Калифорнийском полуострове.
В 15 веке на Юкатане образовалось более десяти враждовавших мелких городов-государств, а в конце этого же века над майя нависла угроза завоевания ацтекским государством. Вторгшиеся в Мексику испанцы обнаружили лишь остатки некогда могущественной цивилизации.
В современных исторических работах преобладает идея, что чичимеки представляли собой пёструю смесь племён, потомков ранних «пустынных цивилизаций», промышлявших собирательством и охотой на мелкую дичь. Эту вторую волну переселенцев заставили двинуться на Юг засуха и вызванный ею голод. Из раннего племенного союза достаточно быстро выделились тольтеки (чьё имя предположительно значит «строители» или «стратеги»), прародиной которых предположительно были земли к западу от Сьерра-Мадре. Они основали мощное государство, столицей которого стала Тула. Тольтеки (или тольтеки-чичимеки) взяли в свои руки торговлю обсидианом, даже в начале эры металлов все ещё бывшим высоко ценимым сырьём, использовавшимся для изготовления орудий труда и оружия. Тула превратилась в центр добычи и торговли обсидианом, распространившейся на всю территорию нынешней Мексики.
Полулегендарный Тпильцин, «высокий белокожий и чернобородый» выдающийся организатор и правитель был свергнут с трона и проиграл в междоусобной войне своему сопернику Тескатлипоке, после чего правильно организованное правление сменилось анархией и смутой. Впрочем, Топильцину удалось вернуть себе престол, который он сохранял уже до конца жизни. Легенда рассказывала, что в преклонных годах он принёс себя в жертву, бросившись в костёр в царском платье и маске из перьев, предварительно пообещав вернуться. Уже позднее Топильцин был отождествлён с богом Кетцалькоатлем, а легенда о его возвращении сыграли для позднейших индейских царств роковую роль. Слава тольтекского государства была столь велика, что даже после его окончательной гибели более поздние цивилизации возводили своё происхождение к тольтекам, видя в своих правителях продолжателей священной традиции.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев