О добродетелях ума «Богомудрые отцы говорят, что душа наша имеет три части: ум, который называют также и силой словесной, силу раздражительную и силу вожделетельную*. В сих силах добродетели находятся естественно и внутренно, а пороки прибывают отвне, через потерю добродетелей. Добродетели ума суть следующие: правая вера, знание, благоразумие, смирение, непрестанная в сердце память о Боге, память о смерти, чистые помыслы, удалённые от житейских и суетных вещей мира, как то: разнообразной пищи и питья, стяжаний, бесполезных связей с людьми и подобного сему, чем оскверняется душа безмолвствующего» (авва Исаия). *Вожделетельный – желаемый. Здесь имеется в виду сила страстей и похотей человечес
О безмолвии (исихазме) Безмолвие – мать покаяния и молитвы. Безмолвие – мать всех добродетелей. Безмолвие приводит зло в бездействие (прп Антиох Монах). «И вот закон безмолвия: умолкнуть для всего» (прп Исаак Сирин). «Как пишет святитель Григорий [Палама], земной подвиг состоит в том, чтобы жить так называемой жизнью в безмолвии, которая есть способ исцеления человека. Представляя Пресвятую Богородицу как образец безмолвной жизни, святитель Григорий подробно говорит о том, что цель человека – достичь обожения, общения и единения с Богом. Это достигается старанием умертвить рассудок, чувства, воображение и тщеславие, сосредоточить свой ум в сердце, чтобы через сердце ум поднялся к Богу» (мит
О гадании и прочих видах суеверия Вера в сны, приметы, счастливые и несчастливые дни, гадание на Библии – суеверия, грех против 1-й заповеди Божией. Обращение к гадалкам, «бабкам», экстрасенсам, колдунам всякого рода, советы другим прибегать к помощи этих людей, хранение дома каких-либо «наговорённых» вещей, талисманов и т.п., – такое поведение в Библии называется духовным блудом – изменой истинному Богу (ср.: Полная исповедь по десяти заповедям Божиим и девяти заповедям Блаженства. – М., с. 7). «Не нужно ворожиться, а лучше на волю Божию положиться». К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию, а ищут помощи человеческой, или надеются более на какие-либ
О чем молятся мученику младенцу Гавриилу Белостокскому Младенец Гавриил родился в марте 1684 г. в православной крестьянской семье в деревне Зверки Гродненской губернии. В 1690 г. 6-летний младенец был похищен из дома членом иудейской секты и увезен в местечко Белый Сток (Белосток). 20 апреля (по старому стилю) Гавриил претерпел мученическую кончину от рук сектантов (ритуальное убийство). Ребенка распяли, прободили бок и кололи разными инструментами, выпуская кровь, пока он не скончался. Мученику младенцу Гавриилу Белостокскому (Заблудовскому) молятся об исцелении от душевных и телесных немощей человеческих, а также в других нуждах, но особенно – о покровительстве детям, здравии и спасении м
Проклятие возвратится на главу пославшего его «Тебя проклинает кто-нибудь? Ты благословляй его, потому что в Книге Чисел написано: Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят (Чис. 28, 9). Подобно и в Евангелии написано: Благословляйте проклинающих вас (Лк. 5, 44)». «Если мир опять возвращается к пославшим его, потому что не нашел его достойных, то тем более проклятие возвратится на главу пославшего его несправедливо, потому что не заслужил принять его тот, к кому оно послано… Итак, кто бегает проклятия, тот да не проклинает другого, ибо то, что ненавидишь, чтобы тебе было, то ты и другому не делай» (Благочестие апостольское: О благочестии и жизни христианской по «Постанов