Среда, 8 апреля, 2020 / 26 марта, 2020 (по ст.ст.)
6-я седмица Великого поста (ваий). Глас первый.
Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Собор Архангела Гавриила.
Мц. Параскевы (1939).
Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (304).
Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской и Дуклиды (ок. 375).
Прп. Малха Сирийского (IV).
Прп. Василия Нового (ок. 944).
Свщмч. Евсевия, еп. Кивала и мч. Пуллия.
Свт. Браулио Сарагосского, Иберийского.
Мч. Кодрата (Квадрата) и с ним 40 мчч.
Свт. Лудгера, Нидерландского (Нидерл.).
Мч. Монтана пресв. и жены его Максимы Румынских.
Св. Евтихия, диакона Александрийского (356).
Новомч. Георгия Адрианопольского (1437).
Прп. Стефана, чудотворца и настоятеля Тригльского (815).
Св. Гована пустынника Пемброкешинского.
Чтения дня
Исаии 58:1-11 (на 6-м часе)
1
Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.
2
Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
3
"Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4
Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5
Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7
раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10
и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
11
и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
Бытие 43:26-31; 45:1-16 (на вечерне)
26
И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.
27
Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?
28
Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.
29
И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!
30
И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.
31
И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.
1
Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.
2
И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.
3
И сказал Иосиф братьям своим: я - Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
4
И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;
5
но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;
6
ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут;
7
Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.
8
Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.
9
Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли;
10
ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое;
11
и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.
12
И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами;
13
скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.
14
И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.
15
И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
16
Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.
Притчи Соломона 21:23-22:4 (на вечерне)
23
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
24
Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости.
25
Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;
26
всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.
27
Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.
28
Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.
29
Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.
30
Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
31
Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.
1
Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
2
Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.
3
Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.
4
За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
ТРОПАРИ
Безплотным Силам. Тропарь, глас 4.
Небе́сных во́инств Архистрати́зи, / мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии, / да ва́шими моли́твами оградите́ нас / кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы, / сохраня́юще ны припа́дающия приле́жно и вопию́щия: / от бед изба́вите ны, / я́ко чинонача́льницы Вы́шних Сил.
Архангелу единому. Тропарь, глас 4.
Небе́сных во́инств Архистрати́же, / мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии, / да твои́ми моли́твами огради́ши нас / кро́вом крилу́ невеще́ственныя твоея́ сла́вы, / сохраня́я нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих: / от бед изба́ви ны, / я́ко чинонача́льник Вы́шних Сил.
Кондак, глас 2.
Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы,/ Áнгелов нача́льниче и челове́ков наста́вниче,/ поле́зное нам проси́ и ве́лию ми́лость,/ я́ко Безпло́тных Архистрати́г.
Кондак, глас 8.
Пресве́тлыя, и Честны́я, и Вседе́тельныя,/ пренеисче́тныя и стра́шныя Тро́ицы/ Ты еси́, Архистрати́же, сла́вный служи́телю и моли́твенниче,/ ны́не непреста́нно моли́/ изба́витися нам от вся́ких бед и мук, да зове́м ти:/ ра́дуйся, покро́ве рабо́м твои́м.
Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского. Тропарь, глас 8.
Жизнь твою́ целому́дренно соверши́л еси́,/ ничто́же на земли́ па́че Христа́ предпоче́т,/ ра́дуяся, вшел еси́ на му́ченическое благосла́вие,/ проти́вяся мучи́теля повеле́нию,/ яви́лся еси́ венцено́сец свяще́нный,/ и́бо Христо́с возме́здие тебе́ дарова́/ и всели́ тя в Ца́рство Небе́сное.
Кондак, глас 1.
Многоболе́зненных мук искуше́ния претерпе́л еси́,/ но непрекло́нен умо́м пребы́л еси́,/ мече́м же усече́н и в ре́ку вве́ржен,/ ре́чныя струи́ освяти́л еси́,/ сего́ ра́ди восхваля́ем тя, о́тче Ирине́е,/ воспева́юще свяще́нную и мироспаси́тельную па́мять твою́.
ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года
Собор св. архангела Гавриила.
(Об ангелах).
I. Подобно тому, как на следующий день после праздника Крещения Господня празднуется в честь св. Иоанна Крестителя, так и в день, следующий после Благовещения, св. церковь собирается для торжественного празднования тому святому архангелу, который ниспослан был Богом для принесения Пресвятой Деве радостной вести о воплощении Сына Божия. – Св. архангел Гавриил почитается одним из семи духов, предстоящих пред престолом Божиим, вестником таин Божиих. Он же возвестил пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из Вавилона и о времени пришествия Мессии, и святому Захарии о рождении св. Предтечи.
II. Для общаго назидания благовременно будет в день архистратига Гавриила заняться размышлением об ангелах.
а) Начнем с первого вопроса: кто суть ангелы и какова их природа? Ангелы духи безплотные, а потому телесными нашими очами невидимые; одарены умом, волею, могуществом, совершеннейшими и превосходнейшими, чем человек; обитают на небе, но, когда нужно, с быстротою молнии слетают на землю. Апостол Павел называет ангелов духами: не все ли они суть служебные духи? но, по учению Спасителя, – дух плоти и костей не имеет. Хотя ангелы являлись нередко людям в чувственных образах, например, в виде юноши или мужа совершенна; но они принимали этот чувственный вид на время, для удобнейшаго откровения людям воли Божией. В сущности же ангелы суть духи безтелесные, не облеченные плотию.
б) Отличаясь от человеков умом, ангелы превосходят их и совершенством воли и могуществом. Слово Божие называет ангелов святыми: и вси святии ангели с Ним (Мф. 25, 31), а о человеке говорит: нет человека, который не согрешил бы (3Цар. 8, 46). Ангелы по благодати Божией, за свое безпрекословное повиновение Богу, достигли такой святости, на столько утвердились в добре, что соделались вовсе неподвижны на зло, не могут согрешить, а из человеков ни один, доколе жив, не безопасен от падений греховных.
О могуществе ангелов апостол Петр говорит, что они крепостию и силою больше, чем человек (2Петр. 2, 11). По откровению Иоаннову, ангелы владычествуют над огнем, водой и ветром (Апок. 8, 1; 14, 18; 16, 5). По свидетельству истории, один ангел может поражать целыя тысячи людей, так, напр., ангел Господень в одну ночь поразил войско Сеннахирима, царя ассирийскаго.
После того не обязаны ли мы чтить ангелов Божиих, когда мы невольно оказываем уважение даже тем людям, которые превосходят нас своими талантами и силами?
в) Велико ли их число и все ли они одинакового достоинства? Число ангелов очень велико и неопределенно; в слове Божием нет прямого указания на то, сколь велико число ангелов. Пророк Даниил видел, что тысящи тысящ служили Богу, и тьмы тем предстояли Ему (Дан. 7, 10), а Иисус Христос апостолу Петру, вооружившемуся мечем на защиту Его от слуг архиерейских, сказал: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели 12 легионов ангелов (Мф. 26, 53). По учению св. Иоанна Дамаскина, нет ни одного народа, ни одного царства, ни одной области, города, монастыря, церкви, части земли, нет ни одного человека, без ангела хранителя (Богосл. кн. 2, гл. 3).
По достоинству же ангелы разнятся между собою так, что одни из них занимают вокруг престола славы Божией степени высшия, а другия средния, а иныя низшия. Самые высшие ангелы научаются Божественным тайнам от Самого Бога, а низшие получают просвещение чрез высших. Пророк Даниил говорит о Михаиле, едином от старейших первых (Дан. 10, 13). Св. Дионисий ареопагит, ученик апостола Павла, небесную иерархию разделяет на девять чинов ангельских, а сии девять делит на три лика; в первом лике поставляет он херувимов, серафимов, престолы; во втором – господства, силы, власти; в третьем – начала, архангелов и ангелов. Таков порядок в царстве духов безплотных! И в наших обществах не тому ли же должно быть? И мы, при одинаковости своей природы, различаемся друг от друга разными способностями и преимуществами. Потому естественно быть и между нами высшим и низшим, подчиненным и начальствующим.
г) В каком отношении к Богу и к людям стоят ангелы? Из наблюдения над видимыми творениями Божиими усматривается, что все они, от кедра до иссопа, от человека до ничтожного насекомаго, созданы Творцом с известною целию, имеют свое назначение. Следовательно также сотворены и ангелы. Какое же назначение ангелов по отношению к Богу и человекам? Назначение ангелов по отношению к Богу состоит в немолчном прославлении Его, в безпрекословном служении Ему. Пророк Исаия видел, как серафимы, окружая престол Божий, взывали друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его (6, 3). Псалмопевец говорит, что ангелы исполняют слово Божие, повинуются гласу Господню (Псал. 102, 20).
По отношению к человекам ангелы обязаны наставлять их на все доброе, руководить ко спасению, охранять душу и тело их от всего вредного и злого и по преимуществу от действия на них злых духов, ходатайствовать и предстательствовать за них у Бога. Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих, да не преткнешься о камень ногою твоею (Псал. 90, 11), учит псалмопевец.
Св. писание представляет не мало примеров живого участия ангелов в судьбе человеков. Так ангел дал наставление Корнилию сотнику призвать апостола Петра, дабы от него услышать спасительную проповедь евангелия и принять крещение (Деян.10, 1–6). Так ангел извел Лота из Содома, осужденного на сожжение (Быт. 19); хранил Даниила во рву львином, заграждая им уста (Дан. 6, 22); извел невредимыми из пещи вавилонской Ананию, Азарию и Мисаила (3, 91–94); избавил от смертной казни апостола Петра (Деян. 12, 6–11). Так арх. Михаил противустал демону, покушавшемуся открыть неведомое место погребения Моисеева для вовлечения израильтян в идолопоклонство, и обратил его в бегство (Иуд. 9 ст.). Так ангелы вознесли душу Лазаря на лоно Авраамле (Лук. 16, 22). Вот сколь благопопечительны ангелы о человеках!
д) Все ли люди сподобляются благотворного общения ангельскаго? Ангелы входят в общение только с человеками, подражающими их деятельности. Как пчелы удаляются оттуда, где распространяется смрад: так и ангелы удаляются оттуда, где умножается грех. «Кто чрез свою худую жизнь, говорил некогда ангел Божий святому Пахомию великому, сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никоим образом ни стоять, ни пройти около не можем».
III. И так, братие, да блюдем себя от греха, а в случае грехопадения поспешим очистить себя от скверны греховной слезами чистосердечного раскаяния, да не лишимся своего ангела хранителя, добраго наставника нашего и верного хранителя душ и телес наших. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сельск. паст.» 1889 г., ноябр.) https://youtu.be/5l4yQCS09Sw
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев