В это воскресенье Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, или Неделю ваий. В народе этот праздник известен как Вербное воскресенье. Суть этого великого праздника для многих свелась только лишь к освящению вербы. С ней связано бесчисленное количество суеверий и нездоровых выдумок, не имеющих никакого отношения к Православию, а часто — и противных ему.
Православный христианин, приходящий в храм в Вербное воскресенье, должен помнить о том, что суть праздника не в вербах, а в событии, которое происходило две тысячи лет назад и в котором мы таинственным образом принимаем участие. Для нас с вами именно сегодня Господь входит в Иерусалим, восходя на путь добровольных страданий и смерти, которые Он принимает за род человеческий. Ветхозаветный Израиль жил ожиданием Мессии, и в этот день все мы присоединяемся к тем людям, что встречали встречали Долгожданного с пальмовыми ветвями и постилали по дороге свои одежды, выражая свой восторг, почтение и любовь Спасителю.
Почему верба?
Так как у нас не растут пальмовые деревья, как на Востоке, мы, в память о тех, кто постилал пальмовые ветви пред Христом, используем вербу. Верба первой просыпается у нас от зимнего сна, словно, по слову Божественного Писания, проповедует о воскресении мертвых. Верба – символ весны, присущего этому времени года духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает, и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе начатки великой пасхальной радости. Поэтому православные стоят с вербами во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.
Как освящается верба?
Согласно церковному Уставу, благословение ваий совершается в субботу во время праздничного богослужения – Всенощного бдения. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена.
Освящается в первую очередь не верба, а христианин, держащий в руке вербу
Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова об освящении самой вербы, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.
Как провести Вербное воскресенье?
Чтобы провести этот день согласно учению Церкви, нужно центр нашего внимания перенести с вербы на Христа, вокруг Которого сосредоточена жизнь Церкви. Главное – это Христос – податель всех благ. Поэтому, вместо того, чтобы сосредотачиваться на вербе и том, что с ней делать (стегать ею, есть её или ещё какие глупости), лучше всей семьёй пойти в храм, помолиться, по возможности — подготовившись, причаститься Святых Христовых Таин. А что касается вербы, куличей, освящаемых плодов — то они никакого сакрального, таинственного значения не имеют.
Что делать с освященными веточками?
Веточки, принесенные нами из храма, должны напоминать нам о празднике и о Боге.Существует такая благочестивая традиция хранить освященную веточку в течение года (до следующего освящения) дома в святом углу в знак воспоминания событий Входа Господня в Иерусалим. Можно сохранить вербу сухой, можно поставить в воду и посадить, когда она пустит корни, но важно знать: Церковь никак не оговаривает этот вопрос, и каких-то особых предписаний в этой связи нет. Еще нужно помнить, что верба освящена и выбрасывать куда угодно ее нельзя. Следует сжечь сухую веточку, а пепел закопать в месте, которое не попирается ногами, либо пустить в текущую реку.
Какие суеверия связаны с вербой?
Вообще, с вербой связано просто огромное количество суеверий, ничего общего с Православием не имеющими. Поэтому НЕ нужно:
• есть почки освящённой вербы, дабы выйти замуж, забеременеть или иметь много детей;
• хлестать кого бы то ни было вербой во обретение здоровья на целый год или с надеждой скорого выхода замуж;
• верить, что сохранённая верба защитит дом от пожаров;
• верить в то, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя — останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы;
• класть кусочек освященной вербы покойнику в гроб;
• в случае града выбрасывать ветки освящённой вербы за окно — дабы град прекратился;
• верить бабушкиным сказкам о том, что старая верба — это прибежище чертей, водяных и прочей нечисти, и потому освящать можно только ветви вербы молодой;
• считать старую вербу проклятым деревом, так как из неё якобы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос;
• верить, что нечистые силы весной спасаются на вербе от поздних холодов, а после Вербного воскресенья они падают прямо в воду, поэтому с Вербного воскресенья и до самой Пасхи черпать воду под вербой нельзя;• использовать освящённую вербу как средство увеличения количества молока у кормящих — как четырёх-, так и двуногих — и как средство увеличения количества мозгов у представителей Homo Sapiens любого пола и возраста.
Мы должны помнить, что освященная верба не оберег, а символ. Веточка в руках — знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».
По материалам православных сайтов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев