Молодуха одета в панëву и праздничный повойник. Фотографировал Николай Михайлович Могилянский, в 1902 году.
Далее приведу небольшую цитату из монографии Николая Михайловича, в которой он приводит описание особенностей данной одежды:
"Относительно данной “поневы” нужно заметить, что она очень уже отличается от тех панев, которые упоминались мною раньше: и по орнаменту, и по способу ношения, и по покрою своему она гораздо ближе к малороссийской плахте.
Производство сорок, как уже было выше сказано, исчезает повсеместно; однако, в селе Голоднево, Дмитровского уезда, мне удалось найти наглядное доказательство того, что сорока изображенная в Приложении 1 — местного производства: на Рисунке 20 представлены найденные мною ручные пяльцы, на которых серебряной ниткой и разноцветной шерстью начата на куске холста вышивка для начельника будущей сороки.
Уже теперь по имеющимся в Этнографическом отделе материалам возможно было бы начать полное интереса этнологическое изыскание о женских головных уборах. Добытый мною материал показывает массу сходства, если не полного тождества, этих сорок с теми образцами, которые собраны были еще раньше финским собирателем A. Heikel’ем гораздо восточнее, у чисто мордовского населения. Эта же сорока, даже по имени harakka (Elster в немецком переводе Heikel’я). Возможна уже была бы, мне кажется, попытка сравнительно-лингвистического обследования – держась, притом, географического распределения этих головных уборов – вопрос в том, что же это такое этот головной убор, который всю свою терминологию берет из пернатого царства: кика, кичка, кокошник, сорока, harakka и тому подобное?! Каково его происхождение и распространение во времени у разных народов и каковы границы его распространения? В настоящее время Музей располагает обильнейшим материалом, собранным в течение последних шести-семи лет мною и другими собирателями в губерниях: Воронежской, Пензенской, Самарской, Симбирской, Тамбовской, Рязанской, Калужской, Харьковской и других."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 29