Дворец, чьи черты облюбованы взглядом -
Любовь и покой в драгоценных камнях,
Он стал Петербургу нагрудной наградой,
Художество в мраморных строгих чертах.
П.Егоров
ПАМЯТИ
АНТОНИО РИНАЛЬДИ
ушедшего их жизни
10 апреля 1794 года,
230 лет назад
-------------
Антонио Ринальди родился на юге Италии,
скорее всего в Неаполе,
в дворянской семье.
Учиться архитектуре начал в мастерской Луиджи Ванвителли —
одного из ведущих мастеров позднего итальянского барокко и непосредственного предшественника классицизма.
Юный Антонио вместе с другими учениками,
которых мастер считал членами своей
семьи,
в группе учеников были и сыновья зодчего, непосредственно участвовал в создании многих архитектурных шедевров Ванвителли —
в этом и заключался метод
обучения.
Одно из крупнейших дворцовых сооружений —
дворец неаполитанских королей Казерта близь Неаполя, созданный архитектором Ванвителли, строился с участием Ринальди.
Известно также,
что Ринальди руководил строительством собора для женского монастыря святой Магдалены в городе Пезаро и участвовал в создании монастыря святого Августина в Риме.
В 1751 году уже сформировавшийся архитектор Антонио Ринальди был приглашен
в Россию.
Его рекомендовали на службу к гетману Малороссии
Кириллу Разумовскому —
брату всесильного фаворита императрицы Елизаветы Петровны.
Контракт определял срок службы в России в течение семи лет с обучением русских учеников
архитектуре.
Работы архитектора в России начались с постройки дворца в резиденции гетмана —
в городе Батурине.
У Ринальди был готов проект реконструкции всей резиденции, но он не был
осуществлен.
В это же время архитектор спроектировал и построил дворец гетмана в городе Глухове и храм Воскресения Христова в городе Почеп.
Однако лучшие произведения зодчего, определившие его значение в русской и мировой архитектуре,
были созданы в Петербурге.
В 1754 году Ринальди становится архитектором малого двора —
так в то время называлось окружение наследника российского престола будущего
императора Петра III.
Императрица Елизавета Петровна подарила наследнику бывшую усадьбу князя А. Д. Меншикова.
Ринальди начинает большие работы в Ораниенбауме, которые будут продолжаться более двух
десятилетий.
Однако сам архитектор называл себя архитектором великой княгини.
Уже тогда Екатерина покровительствовала
Ринальди.
В Ораниенбауме архитектор возводит дворец
Петра III и создает замечательный архитектурно-парковый ансамбль собственной дачи с его главными постройками —
Китайским дворцом и Катальной горкой.
В Гатчине Ринальди строит Гатчинский дворец-замок
и ряд парковых сооружений.
После Ринальди работы в Гатчине продолжил Винченцо Бренна
После восшествия на престол Екатерина II сделала Ринальди ведущим архитектором Петербурга,
но работы в загородных резиденциях не
прекратились.
В Царском Селе зодчим возведены известные мемориальные памятники:
Орловские ворота,
Чесменская колонна,
Кагульский обелиск.
Самое известное здание, построенное Ринальди в Петербурге, пожалуй,
Мраморный дворец.
Дворец предназначался для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова,
но фаворит умер раньше завершения
строительства.
Дворец отошел в казну,
а позднее Екатерина подарила его своему внуку Константину Павловичу.
Архитектор столкнулся с непростой
задачей.
Ему предстояло не только вписать строящийся дворец
в уже сложившийся ансамбль Дворцовой набережной,
но и завершить ее облик.
На противоположном берегу Невы находилась Петропавловская крепость.
И архитектор блестяще справился с этой
задачей.
Мраморный дворец уравновесил громаду Зимнего и вместе с тем не стал соперничать с ним ни по протяженности фасада,
ни по пышности декора,
при этом Мраморный дворец отличается строгостью и величавостью.
В 1772 году по проекту Ринальди завершается возведение монументального каменного здания пеньковых складов на Тучковом буяне.
Архитектор мастерски решил проблему строительства утилитарного здания.
Распластанный силуэт складов как бы слит с простором реки и прекрасно обозревается с разных точек набережной.
Тучков буян — одно из немногих зданий старого Петербурга,
дошедшее до нас практически без
изменений.
Через два года после утверждения проекта складов получает одобрение проект Ринальди достройки Князь-Владимирского собора на
Петроградской стороне.
Собор с его крупными и в то же время легкими куполами — один из первых образцов пятиглавого собора в Петербурге.
В его архитектуре прослеживается бережное отношение Ринальди к традициям древнерусского
зодчества.
В 1762 году архитектор С. И. Чевакинский предложил создать новую городскую площадь —
Исаакиевскую,
в центре которой должен находиться собор.
Идею поддержала императрица.
Работа Ринальди по проектированию зданий на Исаакиевской площади имела особое значение в градостроительной истории
Петербурга.
У архитектора был обширный замысел, связанный с формированием композиции этой площади
— одной из крупнейших площадей,
определяющих облик центра города.
Выбором места для собора,
который строился с 1768 года, Ринальди предопределил местоположение ныне существующего
собора О. Монферрана.
Сам собор, стены которого «вошли» в тело нового здания,
несомненно, повлиял на разработку монферрановского проекта.
Проекту Исаакиевского собора Ринальди отдал много сил и творческой энергии,
однако грандиозному замыслу не суждено было
сбыться.
Строительство затянулось на многие годы,
и это предопределило судьбу собора.
В 1802 году со значительными изменениями его достраивал В. Бренна.
А в 1818 году началось строительство собора по проекту О. Монферрана.
Возможно, авторству Ринальди принадлежит и дом Мятлевых,
входящий в ансамбль Исаакиевской
площади.
В течение XIX столетия дом неоднократно перестраивался,
но его фасад, обращенный на площадь, сохранил свой первоначальный облик.
Влияние Ринальди, несомненно,
прослеживается и в еще одном здании исторического центра Петербурга.
Это известный дом Волконских на набережной
Мойки, 12,
где сейчас находится Музей-квартира А. С. Пушкина. После отъезда из России Валлен-Деламота
Ринальди достраивал костел святой Екатерины на Невском проспекте,
внеся в его проект существенные изменения.
Творческое влияние Ринальди ощущается и в ансамбле Театральной площади,
где сейчас находится здание Консерватории.
Ранее на этом месте был Большой театр, построенный Ринальди.
По воспоминаниям современников, театр Ринальди был одним из самых больших в Европе и вмещал свыше трех тысяч человек.
Принадлежит Ринальди и проект комплексного оформления дорог,
которые вели из столицы в две главные императорские резиденции — Петергоф и Царское Село.
Верстовые столбы — мраморные пирамиды двух типов в течение 17-ти лет возводили вдоль Царскосельской и Петергофской дорог.
Более 30 лет жизни Ринальди в России были наполнены интенсивной и разнообразной творческой деятельностью.
Даже в преклонном возрасте он был полон энергии и, наверное,
построил еще не одно здание, если бы не трагический случай.
Во время осмотра возводимого по его проекту Большого театра архитектор упал с лесов.
Из-за полученной травмы Ринальди не смог дальше работать.
Ему была назначена пожизненная пенсия,
но архитектор не захотел больше оставаться
в России.
Продав свой дом в Петербурге, он уехал в Рим.
Пенсия регулярно передавалась ему через российского консула.
Последние десять лет жизни архитектор посвятил систематизации своих проектов и
рисунков.
Антонио Ринальди умер в Риме 10 февраля 1794 года.
------------
Известно ,что Антонио Ринальди не был женат .
Есть легенда ,чтот в основе его «романа с Россией» лежала любовь зодчего к обычной русской девушке Варваре – актрисе крепостного театра Кирилла Григорьевича Разумовского.
Крепостной театр у гетмана Малороссии был такой,
что спектакли его частенько ставились и в Петербурге, при дворе императрицы Елизаветы.
Однако и актеры, и певчие были из крестьян – крепостных владельца и главного режиссера.
А исполнительницей заглавных женских ролей и была Варвара Липина, девушка, которую Богу было угодно наделить просто античной красотой.
Говорят ,что из этой влюбленности ничего не последовало.
------------
В Петербурге:
- Дворец Петра III (1758—1762)
- Оперный дом
- Китайский дворец (1762—1768)
- Павильон «Катальная горка» (1762—1774)
- Большой Гатчинский дворец (1766—1781, позже был перестроен)
- Колонна Орла
- Грот «Эхо»
- Восьмигранный колодец
- Китайский театр
- Китайский павильон
- Чесменская колонна
- Морейская колонна
- Кагульский обелиск
- Крымская колонна
- Памятник Ланскому
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев