32 комментария
    64 класса
Сказал старец: «Не надо нам оставлять молитву. Когда у нас есть свободное время, будем ее творить, чтобы ум наш не обращался к пустому. В молитве ум отдыхает и радуется. Малые дети весь день бегают, кричат, играют и прыгают, и отдыхают только вечером, когда приходят к своей маме. Человеческий ум должен заниматься молитвой и не убегать на пустые дела».
О людях, любящих молитву, о. Паисий сказал: «Если кто услышит их, когда они молятся, скажет, что они – глупые младенцы. Если вообще увидит их движения, скажет, что они безумны. Они так просят у Бога, как малое дитя выпрашивает что-либо у своего отца. Я вам могу сказать, что эти люди в какой-то степени малопригодные к житейским делам. Они не могут выполнять работу, тело их расслаблено. Из твердой кости не вырежешь лампаду – она растрескается. Любовь Божия, когда входит в самую глубину человека, как бы растапливает его, так что, если он хочет куда-то идти и что-то делать, он принуждает себя выйти из этого состояния. И только тогда он может что-то делать. Поэтому часто, понимая, что некоторые л
Сказал старец: «Когда молишься, надо чувствовать себя, как дитя на руках матери. Что чувствует ребенок на руках матери? Мы не можем этого понять. Только когда кто-то ощутит присутствие Бога и почувствует себя неразумным младенцем, он может это понять».
Говоря о молитве, о. Паисий рассказал вот что: «Я как-то встретил монаха, уста которого действительно произносили молитву – они непрестанно двигались – и всякий это видел. Случилось тогда прийти нескольким посетителям, которые дивились монаху. Мы начали беседу. Тот монах говорит мне: «Как-то я написал такому-то епископу, такому-то митрополиту и в том-то его обличил, и сказал ему, что если он бросит своих нынешние идеи, я буду рядом с ним». Я спросил его: «Ради Бога, давай порассуждаем логично. Ты, кажется, менее образован, чем я, потому что я не пишу «корова» через ять, а ты можешь это сделать. Затем у тебя туберкулез и правого, и левого легкого. Итак, что ты собираешься сделать? Слушай, бро
Сказал старец: «Нам надо не только привыкнуть к молитве. Цель – это спасение человека: сначала он познает себя и осознает свою греховность. Если кто-то дал пощечину, он согрешил, потому что нельзя было давать пощечину. Все мы грешники. Давайте подумаем, что Бог сделал для нас и что мы делаем для Бога? После таких рассуждений сердце, будь оно хоть из гранита, размягчится. Вот, например, как можно отбросить логику. Бог мог бы создать меня мулом и отдать меня в равнодушные руки, которые нагружали бы мне на спину 150 кг дров и били бы меня. Наконец, я упал бы в яму, и собаки растерзали бы мое брюхо, а прохожие зажимали бы нос, ибо мое зловоние доходило бы до дороги. Уже за одно то, что этого не
Обращаясь к мирянам, о. Паисий сказал: «06 умной молитве вы многого не знаете, за исключением того, что вы прочли. Женщины пусть молятся, потому что у них есть чувство и любовь, а мужчины пусть любят Христа умом. Женщины любят сердцем, и это они показали нам, когда Господь был распят. Мужчины, напротив, действуют рассуждением. Они приняли в расчет, сколько иудеев – книжников и фарисеев – собралось при распятии, сколько войска и т.п., а потому они заперлись в доме и выжидали, чтобы посмотреть, что будет. Женщины более чувствительны, легко начинают проливать слезы во время молитвы и думать, что они достигли того состояния, о котором говорят Отцы. Молитва нужна».
Некто, выслушав эти слова старца, сказал с сожалением, что мирские люди не имеют возможности достичь такого состояния. И о. Паисий ему ответил: «Если бы я достиг того, о чем говорю! Просто я знаю людей, которые достигли».
Сказал старец: «Бог не требует от всех людей одного и того же. Во всяком случае, знайте, что тот, кто молится, достигает когда-нибудь такого состояния, что творит молитву и когда спит, и это бывает не как сон, а в действительности, ибо молитва не прерывается».
Сказал старец: «Безмолвие и отсутствие попечений помогают человеку сосредоточиться на молитве. А попечения, напротив, препятствуют, ибо рассеивают ум».
Сказал старец: «Человек должен осознавать свою греховность и иметь веру и надежду на милость Божию, – что она его спасет. Итак, пусть он соберет свой ум и почувствует необходимость в молитве, чтобы и милость Божия ощущалась как необходимость. Тогда он начинает говорить: «Господи Иисусе Христе, прииди», и сердце его отдыхает».
Показать ещё