ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЮБВИ.
АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ и ГИТАНА ЛЕОНТЕНКО.
Из воспоминаний Гитаны Леонтенко:
"Я нигде не училась, кроме циркового техникума. В школу, конечно, цирковые дети бегали, но так, лишь бы отвязалась. Можно сказать, что у меня есть среднее образование, но больше я нигде никогда не училась. И жалею об этом, конечно.
Образование очень важно! Часто, когда люди делают другому человеку больно, они этого не понимают, потому что не развиты, не образованны. Поэтому я так упорно учила нашу дочь Машу. К ней домой приходили педагоги, она с отличием окончила сценарный факультет ВГИКа.
Маша в нашей семье — самая образованная. Столько книг прочитала! Самостоятельно французский выучила. Алексей Владимирович всегда в интервью говорил: «Моя дочь гораздо образованнее меня» И не думаю, что он шутил.
— Расскажите, как вы познакомились с Алексеем Баталовым.
— Это было в 1953 году, в Ленинграде. Он меня увидел на манеже, думаю, это сыграло свою роль. В жизни на меня не часто обращали внимание. А на манеже, когда я с развевающимися косами в цыганском наряде неслась на лошади, это, конечно, привлекало взгляды. (Улыбается).
Когда мы познакомились с Алешей, я работала в цирке в качестве гротеск-наездницы: лошадь идет почти карьером, а ты выполняешь трюки, стоя на ней, демонстрируешь джигитовку.
Многие номера, которые мне удалось сделать, до сих пор не может никто повторить. С одним из таких номеров я вместе с советским цирком ездила на почетные гастроли во Францию.
— Как продолжилось ваше общение после знакомства?
— Алексей Владимирович снимался в Ленинграде, в фильме «Дело Румянцева», а я там была на гастролях. Он приходил на выступления несколько раз, потом мы встречались за кулисами. Но виделись как-то урывками.
Дело в том, что я постоянно была занята. На меня ходили, как на Майкла Джексона, и поклонников было много. Но если бы я хоть минутку на них тратила, когда бы я репетировала все мои трюки?
Мама научила меня серьезному отношению к своему делу. Цирковое мастерство требует каждодневных репетиций, и когда вечером я возвращалась домой, хотела только одного — выспаться.
В общем, никаких мыслей о поклонниках, а тем более о том, чтобы выйти замуж, у меня не было. Поэтому, наверное, на тот момент я не восприняла это знакомство как большое событие в жизни.
И по воле судьбы мы с Алексеем Владимировичем расставались несколько раз. Понимаете, цирк — это совершенно особая атмосфера, люди, безгранично преданные своему делу.
К тому же, мы не можем долго выступать в одном городе — программа сложная, меняется не часто. Вот и приходится постоянно жить в дороге, гастроли могут длиться больше года.
И мы с Алексеем Владимировичем подолгу не виделись.Что касается ухаживаний, их, в сущности, и не было. Во-первых, как уже говорила, я много гастролировала, видеться получалось только урывками.
А во-вторых, как мог ухаживать начинающий актер? На момент знакомства Алексей Владимирович снимался в одном из своих первых фильмов «Дело Румянцева», жил в маленькой комнате без удобств, с окнами во двор.
Иногда мы, цирковые артисты, устраивали небольшие вечера в своей гостинице. Накрывали стол, звали гостей, на этих вечерах бывал и Алеша. И он шутил, что у меня, как у примы цирка, шикарные условия, какие ему и не снились. На самом деле мы, цирковые артисты, порой жили очень скромно.
И я не ждала от него никаких красивых жестов, подарков. Он мне просто нравился. Алеша был потрясающим! Голубые глаза, стихи, которые он мог читать часами, его воспитание, интеллигентность — все это производило на меня большое впечатление.
Баталов был совершенно не похож на тех мужчин, которые тогда меня окружали.
— Почему же Алексей Владимирович женился на вас только через 10 лет после знакомства, в 1963 году?
— Я не думала о семье. Тогда для меня главным в жизни была моя работа. Мысль о том, что придется уйти из цирка, посвятить себя мужу, казалась мне безумной. Ну как я уйду из цирка, что я буду делать?
Для меня мир за барьером был чужим, я его боялась. Что я должна, сидеть дома, обед готовить? Играть в кино, театре? Этому надо учиться, а годы уже ушли. Я не то что не хотела выходить замуж, а я просто никогда с Алешей об этом не заговаривала.
Может быть, он всегда возвращался ко мне потому, что я не настаивала? Свадьба у нас была, но очень скромная. На нее пришли наши близкие и актеры «Современника», Алеша тогда с ними дружил.
— Где вы поселились после свадьбы?
— Первое время нам приходилось жить в родительской квартире Алексея Владимировича, и, к счастью, его мама, актриса Нина Ольшевская, и отчим, Виктор Ардов, с радостью приняли меня в семью.
И с моей мамой у Алеши дружба сложилась с первого дня знакомства и продолжилась до ее смерти в 1997 году. Не помню ни одного конфликта между ними, наоборот, в наших молодых спорах мама могла принять сторону мужа, а не мою.
Потом мы переехали в Ленинград, потому что Алеше нужно было там сниматься. Именно в Ленинграде мы и получили нашу первую отдельную квартирку, с кухней и ванной. Это было счастье.
Правда, в те времена Алеша день и ночь пропадал на киностудии, а я постоянно уезжала на гастроли, которые длились месяцами. Никакого налаженного быта, устоявшегося распорядка у нас не было. И всех это устраивало.
Либо работа, либо встречи с друзьями и близкими. Даже если появлялось свободное время, дома мы не сидели. А еще у Алексея Владимировича была страсть — чинить свой автомобиль. Он любил повозиться в гараже, что-нибудь разобрать, а потом собрать.
Я даже как-то пошутила, у нас был юбилей совместной жизни, я Леше сказала: «Мы так долго прожили вместе, потому что ты половину времени провел под своей машиной, в гараже».
— Гитана Аркадьевна, знаю, что вы, как артистка, могли помогать мужу в его работе. Например, учили его ходить по канату, когда это было необходимо для съемок в «Трех толстяках», где он играл гимнаста Тибула.
— У Алексея Владимировича ушел примерно год на то, чтобы этому научиться. Канат был натянут и дома, и на киностудии. Ему пришлось самому выполнять этот цирковой номер, потому что тогда техника комбинированных съемок была очень несовершенной.
Да и работа дублера Баталову не понравилась. Когда был назначен день съемок, мы все очень волновались. Помню, погода в тот день была отвратительная, Алексей Владимирович рисковал поскользнуться буквально на каждом шаге.
Я стояла возле кинооператора и не сводила с мужа глаз. В тот день у меня появились первые седые волосы. Еще Алексей Владимирович обращался ко мне, когда готовился к съемкам картины «Живой труп».
Я исполняла роль цыганки Маши, когда Алеша репетировал, учил текст. А в фильме Машу сыграла актриса Светлана Тома. Еще мы вместе с мужем снимались в картине «В городе С.»
У Алексея Владимировича там была небольшая роль в самом начале фильма, а я с удовольствием сыграла акробатку в массовке. Эти съемки дали нам возможность побывать вместе в Болгарии.
Потом родилась наша Машенька. Выяснилось, что из-за кислородного голодания во время родов у ребенка пострадал мозг. Поправить ничего уже было нельзя. Когда оставались слабые надежды на излечение, мы пытались, а потом… Не дай бог никому пережить то, что мы пережили.
— И вы, не задумываясь, пожертвовали ради больного ребенка своей карьерой в цирке?
— Да, после рождения Маши я стала просто мамой и женой. Было много предложений работать, я могла не вылезать из-за границы. Но я все силы бросила на дочь. Конечно, я сильно изменилась, стала намного осторожней. Боялась, что, если со мной что-то случится, Маше и Алеше придется тяжело.
И все-таки я смелая женщина, ведь, чтобы воспитать такого ребенка, нужно много сил, терпения и любви... Алексей Владимирович работал в Доме дружбы с народами 4 кмзарубежных стран без зарплаты, только чтобы Маша могла ездить с ним.
И они были в Чехословакии, Черногории, Германии, в Париже три раза, в Греции два раза... Он выступал, собирал залы, а потом ходил с Машей в музеи, гулял по улицам. Маша с детства ходит на балет, в театр, научилась печатать на компьютере одним пальцем, пишет рецензии.
Она, слава богу, пошла в отца. Я не так умна, как Алексей Владимирович, но что-то соединилось, и она такая получилась. Я считаю, что, родившись в нашей семье, Маша не могла вырасти другим человеком.
— Нет сожалений, что так сложилась жизнь?
— Да что вы, столько интересных людей встретилось на моем пути! Я работала в программе у знаменитого клоуна Карандаша, дружила с Юрием Никулиным и его женой.
А благодаря Леше познакомилась чуть ли не со всеми известными советскими актерами и режиссерами. Я не обижена судьбой. В молодости была тщеславна и очень любила аплодисменты. А теперь нахожу радость в достижениях своей дочери….
— Летом на книжном фестивале «Красная площадь» была представлена книга Алексея Баталова с предисловием Марии и с ее прекрасными рассказами. А чуть больше года назад организован фонд имени Алексея Баталова. Чем сейчас он занимается?
— Фонд многое сделал. Например, кроме памятника, который был установлен на Преображенском кладбище, на доме, где жил Алеша, появилась мемориальная доска. Спасибо большое Национальному фонду поддержки правообладателей и лично Никите Сергеевичу Михалкову, без чьей помощи это бы не произошло.
Кстати, идея дизайна мемориальной доски принадлежит Маше. Еще фонд имени Баталова участвовал в очень важном событии. Мало кто знает, что Алексей Владимирович 15 лет был ректором Университета культуры при Академии управления МВД.
И там к его 90-летию провели выставку живописных работ Баталова. Мы с Машей отобрали его самые лучшие картины для этой выставки. На открытии состоялся праздничный концерт
Нет комментариев