В начале 60-х годов XIX века предприимчивый француз создал революционную технологию изготовления концентрированных духов. Но использовать ее в производстве у Генриха не было денег, и тогда он продал ноу-хау французской фирме "Рур Бертран".
А на полученные 25 тысяч франков Генрих Брокар организовал в России выпуск мыла и духов. Самое первое российское мыло фирмы Брокара было сварено… в конюшне. И только потом появилась фабрика – первая мыловарня открылась в Москве 1 августа 1864 года.
Ее оборудование состояло всего из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки. В первое время на фабрике работало всего три человека, которые производили в день от 60 до 120 кусков мыла.
Сырья было в достатке, а вот при регистрации предприятия француз столкнулся с проблемой. В российских реестрах не оказалось соответствующей позиции. Но Брокару удалось выкрутиться, записав свое мыловаренное производство как "фельдшерский цех".
В те годы Москва, как и многие европейские столицы, отнюдь не была образцом чистоты, а уж российские провинциальные города и поселки – тем более. "Выезжая из России за границу, – писал Брокар в одном письме, – переживаешь ощущение, будто снял с себя грязную сорочку и надел чистую..."
Продукция заводика иностранца была не хуже парижской. А главное – по карману простому люду. Со сбытом, конечно, сначала возникли трудности. Работникам Брокара частенько приходилось объяснять покупателям из народа, что мылом просто необходимо пользоваться. Сам француз очень плохо говорил по-русски и не пытался учить язык страны, в которой жил.
Его равнодушие к русскому языку, возможно, объяснялось тем, что Генрих был женат на выросшей в России бельгийке Шарлотте Реве. Шарлотта воспитывалась в одном из лучших московских пансионов, прекрасно знала русский и умела вести переговоры. Все ее подруги были москвичками, поэтому она прекрасно знала запросы потенциальных покупательниц.
Именно супруга уверила мужа, что со временем продукция его фабрики приобретет огромную популярность. И не ошиблась. У Шарлотты Андреевны был прекрасный вкус, пригодившийся ей при разработке дизайна фирменных упаковок и придумывании названий для мыла и одеколона.
Брокар постоянно заботился о том, чтобы его продукция была оригинальной. Он первым начал выпускать специальное мыло для детей, на каждом куске которого была вытиснена буква русского алфавита.
Комментарии 6