Хазрат Инайят Хан (часть 1)
В день, когда наука и психология придут к окончательному взаимопониманию, знание станет полным.
Однако, употребляя слово «психология», я не имею в виду общепринятый его смысл: известная ныне как «психология» новая философия находится в зачаточном состоянии. То, что я понимаю под психологией — это точка зрения мыслителей, способ глядеть на жизнь мудрых, манера глубокомысленных, идеи тех, кто знает жизнь более полно. Психология — это наука о человеческой природе, о человеческих тенденциях, человеческих наклонностях и человеческих точках зрения. И чем более человек касается глубин данной науки, тем более это просветляет его, делая жизнь более ясной его видению. Психология есть то, что соединяет материалистическую науку с эзотеризмом.
Должен заметить, прежде всего, что термины «материя» и «дух» существуют лишь для нашего удобства: покуда мы воспринимаем жизнь как нечто осязаемое, мы называем это «материей»; то же, что неосязаемо в качестве некоего вещества, однако не менее воспринимаемо, мы называем «дух». Знание об этом, последнем мы и называем «психологией». Эзотеризм же — такое знание, которое приобретается не посредством чувственного восприятия и не осязанием вещества, но через откровение.
Итак, мы можем вычленить три различных аспекта знания: наука, психология и эзотеризм. Наука не может быть полной без психологии; точно так же психология не может быть полной без эзотеризма. Это та триада, что делает знание полным, и именно посредством ее можно надеяться понять жизнь более полно.
Поле знания в области психологии обширно: это знание о воображении и об обращении его в мысль; знание о чувстве и о его превращении в эмоцию; знание о страсти и о том, как она оборачивается выражением; знание о побуждении и его реализации; об импульсе и его подавлении; знание о привлекательности — и знание о противоположном эффекте; знание о симпатии и антипатии, их происхождении, источнике — все это принадлежность сферы психологии. Психология представляет собой знание об осязаемых вещах, но не о твердых телах, которые можно потрогать. Потому законы психологии значительно труднее объяснять словами, нежели законы материальной науки.
Для лучшего постижения психологии необходимо развивать восприятие и добиваться внутреннего проникновения в жизнь. Это означает, что во всем — в каждом действии, в каждом аспекте жизни надо понять причину и следствие. Психология — краеугольная ступень по направлению к эзотеризму, ибо именно психологическое отношение приводит к эзотерическому знанию. Если человек не способен видеть истину эзотеризма или мистицизма — это потому, что у него недостаточно развита психология.
Если он неспособен видеть ее тайный закон, он не будет способен видеть и ту скрытую любовь, что в священных текстах зовется Бог. Эзотеризм — метод, совершенно противоположный тому, посредством которого осуществляет себя наука: наука осуществляет себя посредством анализа, тогда как эзотеризм достигается путем синтеза. Если человек желает достичь эзотерического знания, но при этом расчленяет вещи на фрагменты, анализирует их — до тех пор, пока он анализирует их, он никогда не придет к пониманию эзотеризма.
Психология же имеет надобность и в том, и в другом — и в анализе, и в синтезе. И по мере все более совершенного понимания психологии, овладевая навыком синтезировать в той же мере, что и анализировать, человек подготавливает себя к одной единственной цели — к более полному пониманию эзотеризма.
Итак, овладение эзотерическим знанием это нечто отличное от овладения знанием научным; как если бы одно сравнить с движением на север, в то время как другое — на юг.
Древние объединили знания из области науки, психологии и эзотеризма в единое знание, которое они назвали алхимией. Это сделало возможным с исключительным удобством преподносить несведущим скрытые процессы под видом процесса превращения свинца в золото. В результате многие, кто стремились в жизни приобретать золото, оказывались вовлеченными в алхимические поиски; и те из них, кто шли до конца, вместо обретения золота, сами становились золотом.
(продолжение следует)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев