Он может быть нищим или путешественником, незначительным, и все же великий сердцем. Этот дервиш стоял однажды посреди улицы, а на той улице показалась процессия короля. Сначала появились пажи, бежавшие впереди процессии. Они толкнули его и сказали: «Разве не видишь? Король идет! Прочь с дороги!» Дервиш улыбнулся и сказал: «Вот почему». Он вышел и встал на то же место. И вот к нему подъехали всадники, телохранители. Они сказали: «Уходи прочь, процессия идет!» Дервиш улыбнулся и сказал: «Вот почему». Следом за ними подъехали придворные вельможи и увидели дервиша, стоявшего все на том же месте. Вместо того чтобы сказать дервишу, чтобы он убирался прочь, они направили лошадей немного в сторону, а дервиш сказал: «Вот почему». А потом подъехал и король. Когда король увидел дервиша, стоявшего напрежнем месте, он приветствовал его, а дервиш сказал в ответ: «Вот почему». Один умный молодой человек спросил тогда дервиша: «Что все это значит?» И дервиш ответил ему: «Вы видите: вот почему он то, что он есть».
Этот идеал мы вычеркнули из наших умов. Где же демократия? Благородство приветствовать дервиша – вот демократия. Но, когда человек, который еще не развит, тянет более развитого вниз, на свой уровень – это неправильная демократия, это путь вниз, а не вверх. Если недостаток воспитания и безрассудство могут быть демократией, то это лишает ее истинного идеал и подлинного духа. Демократия есть результат аристократии. Когда дух аристократии достаточно развит, она становится демократией. Тогда человек думает: «Я могу быть равным любому человеку в мире, никто не ниже меня». Но если он говорит: «Никто не выше меня» – то это не демократия.
Хазрат Инайят Хан
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев