книга "Универсальный суфизм" Хендрик Йоханнес Виттевин
Суфизм распространился из Персии и Среднего Востока в 13 веке, когда Суфии из различных суфийских орденов путешествовали в Индию. Вскоре мусульмане, покорившие часть северной Индии, предложили им поддержку и почёт, но эти Суфии трудились индивидуально без какой-либо опоры со стороны основных организаций. Своей искренней преданностью и духовностью они привлекли многих. Исламский Суфизм обрёл на Индийской земле наиболее гостеприимный дом. Индия, с её многовековой духовной основой, была открыта для новой веры. Первым Суфийский Орденом, пришедшим в Индию, был Орден Сухраварди. Многие учителя из этого Ордена стали духовными руководителями и правителями; так, Низам из Хайдерабада был духовным потомком Суфиев из Ордена Сухраварди. Сейчас наиболее распространённым Орденом в Индии является Чишти. Этот Орден основал в Индии в 1192 году Моин-уд-Дин Чишти.
Именно к этому Ордену принадлежал инициатор Хазрат Инайят Хана, Мухаммед Абу Хасим Мадани. Основатель Ордена, Муин-ад-Дин Хасан Сиджзи Чишти, получил образование в Бухаре и Самарканде. Он был инициирован Хазрат Усман Хароони и путешествовал со своим Муршидом по многим местам Среднего Востока. Говорится, что во время его остановки в Медине, ему приснился святой пророк и повелел идти в Аджмир. Чишти не знал, где это; но в другом сне он увидел карту, где ему было точно указано место Аджмира в Северной Индии. Сначала он поехал в Дели, где в то время правил король индус, Раджа Притвираджа. Правитель приказал изгнать его из Дели. Впрочем, придание гласит, что кто-бы ни приходил исполнить приказ, он был покорён и смягчён великим магнетизмом святого и его волнующей манерой поведения, и слух пришедшего притягивался проповедью Кхваджа Сахиб (Чишти) и он принимал ислам вместо того, что бы изгнать этого человека из города.
Таким образом, «Кхваджа» покорил сердца индийцев своим духовным осознанием и посланием мира и любви. Наиболее привлекательным в Исламском Суфийском Ордене Индии был идеал братства, осознания равенства всех членов без каких-либо кастовых различий, так характерных для разрозненного Индийского общества. В Аджмире, в самом начале, Чишти 1190 года занимал крайнюю оппозицию, но был чудесным образом охраняемым и притягивающим для многих, и тем самым утвердился в этом городе. Он писал вдохновляющие письма Кутубуддину Бахтияр Каки, своему калифу, (духовному последователю), руководящему Ордену в Дели. В одном из них он писал:
«Как человек может узнать, что он достиг близости к Богу?» На это Чишти отвечал: «Наилучшим способом познания этого - это совершение благих дел. Знание этого означает, что дверь близости открыта для него, и он одарён силой свершать благие дела».
Это было очевидно типично для него, ибо его часто называли Шариб Наваз, что означалось покровитель бедных. Другая вдохновляющая фраза Чишти, очень типичная для мистической философии, звучит так:
«Знание заключено в необъятном океане и просветление подобно волне в нём, а как же отношения между Богом и человеком? В то время как океан знаний поддерживается одним Богом, просветление принадлежит человеку».
Чишти умер в 1236 в возрасте 93 лет. Его дарга (могила святого) в Аджмире стала священным местом паломников, до сих пор привлекающим тысячи поклонников каждый год. Посещая это место, человек проникается светом и вдохновляющей атмосферой. Большое впечатление на посетителя дарги производит большой котёл, выше роста человека, используемый для приготовления пищи для бедных. Это прекрасно демонстрирует как может быть связано доброе дело – общественная работа – с духовным учением. Большую роль в учении и медитации в Ордене Чишти играет музыка. Моин-уд-Дин Чишти, слушая музыку, иногда терял сознание, входя в экстатическое состояние. И его музыкальные концерты вызывали духовный экстаз. Эта музыкальная традиция продолжалась веками Орденом Чишти, который протянул цепь преемственной передачи духовными учителями вплоть до настоящего времени.
Одним из духовных последователей Моин-уд-Дина Чишти был Низам-уд-Дин Аулиа (1238-1325), похороненный за пределами Дели – где сейчас стоит Нью-Дели. Его дарга, с пристроенной мечетью и дарга Амира Хосроу, великого Индийского Суфийского поэта, его ученика, также стали святыми местами, ежегодно посещаемыми тысячами последователей.
В конце 19 века Маула Бакш, великий музыкант и дед Инайят Хана, стал первым директором Музыкальной Академии (Гайансхала) в Бароде. Он был очень эклектичным и собрал вместе различные направления Индийской музыки. И именно из этой традиции его семьи поднялся Инайят Хан для того, чтобы стать великим музыкантом, и осуществить своё предназначение сделать Суфизм универсальным и принести мудрость Суфизма в Западный Мир. И так Суфизм продолжил своё путешествие.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев