книга "Универсальный суфизм" Хендрик Йоханнес Виттевин
Инайят Хан родился в Бароде, Индия, 5 июля 1882 года. Барода была прогрессивным городом. Его махараджа, Сайаджи Рао Гаэквар, так описывал свой идеал Индии:
«Индия должна прекратить быть сельскохозяйственной страной и занять своё место среди торговых и промышленных наций. Я не могу представить себе более великой миссии, чем следующая: обучить Запад философии и познать их науку, принести в Европу чистоту жизни и постичь их великий политический идеал, вдохновить духовностью американцев и научиться вести бизнес у их торговцев».
Этот идеал совмещения вместе лучших качеств Запада и Востока стал позднее целью Суфийского Движения Инайят Хана.
Дед Инайят Хана по матери, Маула Бакхш, сыграл очень важную роль в его жизни. Он получил это имя от дервиша, принадлежавшего к Суфийскому Ордену Чишти, который попросил его спеть и после этого дал благословение и сказал ему: «Маула Бакхш, одарённый Богом, неси это имя, и оно будет известно за пределами Индии и твоя музыка сделает его знаменитым».
Несколько лет спустя Маула Бакхш был принят в ученики к одному из самых знаменитых певцов Индии, Гхазит Хану. Он научился всему от своего учителя и оставался с ним до его смерти. Потом он стал путешествовать по Индии, останавливаясь во дворах многих махарадж, где он встречал высокую оценку своему искусству. Итак, он изучил музыку северной Индии – которая была под влиянием персидской и арабской музыки – и более строгую музыку юга, которая почиталась как священная и была частью религии. Его музыка стала отражать мастерство северного и глубину южного музыкальных стилей. Его целью стало развитие нотной музыкальной системы, сочетающей северную и южную практики, и таким образом, приемлемой для всей Индии. Кроме этого он изучал Западную музыку для подготовки к представлению вице-королю. Когда он вернулся в Бароду спустя много лет, махараджа основал Гайансхалу (Музыкальную Академию) и назначил Маулу Бакхша первым директором. Это позволило Маула Бакхшу вплоть до смерти в 1896г. посвятить свою жизнь развитию и изучению Индийской музыки. Под его руководством Академия стала доступной всем, вне зависимости от происхождения, веры, пола и музыкального образования. Он чувствовал, что музыка должна формировать основу для обучения каждого ребёнка, так как она очень влияет на становление характера.
Дом Маула Бакхша стал местом встречи для философов и поэтов, и конечно для музыкантов, так как реформы махараджи привлекли лучшие умы Индии, мусульман и индусов, в Бароду. Маула Бакхш родился и вырос мусульманином, но, он видел красоту во всех религиях, и многие его ученики были браминами.
Такой была атмосфера, в которой вырос Инайят Хан: вдохновляющая музыка, универсальный, широкий кругозор, открытый для каждого человеческого существа, вне различий и ограничений, направленный на то, чтобы соединить два полюса Индийской музыки. Было совершенно естественно, что между Инайятом и его дедом развились очень близкие отношения.
Их отношения были подобны тому, как если бы жаждущий и страждущий ребёнок вобрал в себя всю душу своего деда, и как если бы дед, выхаживал и присматривал за дитём с верой, что это был его самый совершенный плод существования, потраченного на поиски идеала.
Когда Инайят Хан был ребёнком, дед будил его утром и Инайят Хан проводил эти ранние часы в практиках, пении и обучении музыке. По мере его развития Маула Бакхш придавал ему всё больше и больше внимания, и ответом на это было то, что Инайят Хан впитал обаяние и все, что было в нём доброго и красивого.
Отец Инайят Хана, Машейх Рахмат Хан, также вышел из семьи музыкантов, поэтов и мистиков. Во время путешествия по Индии, он встретил учителя и спросил его, куда он должен идти. Учитель протянул руку в направлении Бароды и он отправился туда. Рахмат Хан проникся глубокой и близкой дружбой к Маула Бакхшу; он женился на его дочери и помогал своему старшему соратнику в работе в Музыкальной Академии и был ему опорой. Рахмат Хан был великим певцом классической музыки друпад.
Он был строгим, но любящим и доброжелательным человеком. В Биографии говорится: «Доброжелательность и вежливость для него были главным в жизни, и он старался, и прилагал усилия для того, чтобы беречь чувства других людей». О матери Инайят Хана в Биографии говорится мало, но подчёркивается, что это была женщина с тонкой сияющей личностью, набожная, любящая и нежная. У неё был широкий круг интересов, она знала арабский, персидский языки и урду. Она была также добра к слугам, как и к детям, всегда храня гармоничную атмосферу. Она не хотела получить материальное наследство от отца: «Благослови Господи моих детей; если они унаследуют великие качества моего отца, не надо его имущества, этого вполне достаточно. Насколько вечны эти земные богатства? То, что действительно важно, так это качества их деда, которые они могут получить в наследство».
Перед рождением Инайят Хана, к его маме во сне приходил Христос и лечил её; иногда появлялся Мухаммад и благословлял её, временами она оказывалась среди святых и пророков, они заботились о ней и с любовью принимали, так, как будто они ждали чего-то и готовились к тому, что предвидели. Так как она была набожной, скромной, смиренной и непритязательной, она никому не рассказывала об этих снах кроме своей бабушки, Бимы, которая тоже была очень религиозной и к тому времени имела большой жизненный опыт. Бима сказала: «это хорошее знамение, но и большая ответственность тебе, как матери, и того, кто придёт. Никому не говори об этом, но проси Бога о защите и помощи у тех, кого видела».
В такой духовной семье и окружении Инайят Хан рос исключительно одарённым мальчиком. Его наклонности, его мышление, его идеалы и переживания готовили молодого человека к великой миссии его жизни. Биография даёт нам прекрасное описание его жизни мальчиком и юношей в Индии, с множеством вдохновляющих историй и встреч с музыкантами, мистиками и учителями в подобном сказке мире индийского принца. Многие из этих историй дают просветляющее проникновение в духовную жизнь и Суфизм. Только некоторые моменты и отдельные случаи могут быть приведены в этой книге, например: «Он испытывал великое наслаждение, делясь лакомством, которое было у него, со своими братьями и друзьями. Он глубоко переживал неприятности и боль окружающих его людей и часто уединялся для медитирования в тишине. Эта мистическая тенденция проявилась у него уже с детства, так как «очень часто среди волнения и суеты, среди родственников или друзей он мог оставаться спокойным, словно был выше того, что его окружало.
Ему сразу стали близки различные религии, он был вдохновлён ими, переживал и выражал главное единство истины всех религий. Это началось, когда – вышедшего и мусульманской семьи – его послали в школу Маратхи (Индуизм), где велось преподавание на языке правящей группы, она считалась наиболее продвинутой школой, хотя преподавание было вполне старомодным. И дед, и отец Инайят Хана, видя его духовное стремление, познакомили его со многими мудрецами и йогами. Инайят Хан – всё ещё молодой мальчик – привык сидеть тихо, спокойно и вдыхать их атмосферу. Встретившись с Хамсасварупа, очень вдохновляющим свами (святым), Инайят почувствовал сильное влечение к Индуизму. Ему полюбилось чтение Бхагаватгиты, и он одинаково бегло говорил на языке индусских учеников Маратхи, на Гаджарати, языке Парси многих друзей семьи, и на своём родном языке Хиндустана (ныне известном как урду). В тоже время он продолжал регулярно творить мусульманские молитвы и испытывал глубокое уважение к Мухаммаду. Позднее, во время остановки в Хайдерабаде, он встречался со многими Парси и познакомился с главным священником древнейшей религии Зороастризм, который был очарован своими священными песнями, исполненными Инайят Ханом как рага с тем же восторгом и почтением, как будто это была его собственная религия.
Однажды, после того, как у него появился собственный Муршид, один правоверный мусульманин выразил недовольство Муршиду тем, что среди друзей Инайята были люди других религий, Индуисты, Парсы, Христиане и Иудеи, на что Муршид Инайят Хана ответил, что «когда он видит окружающих Инайята людей, он видит его внутренний мир. И он не может достаточно полно сказать о Инайяте ничего, кроме того, что это его возлюбленный мюрид, и он гордится им».
Инайят также проявлял живой интерес к Западному миру. Ему нравилось читать о нём и, кроме того, он изучал английский язык. Как только он приобрёл некоторые знания в области языка, он тут же стремился применять их на практике с носителями английского языка, которых он встречал. Также он многое узнал о европейской музыке от своего дяди, Аллауддин Хана (Др. А.М.Патан), который учился в Лондоне, в Королевской Музыкальной Академии. Всё это было подготовительным этапом к великой миссии Инайят Хана на Западе.
Отец Инайят Хана научил его многим вещам, имеющим большую ценность. Так как он видел сильную склонность сына к уединению и аскетической жизни в природе, он вносил равновесие, показывая Инайяту важность жизни в мире. «Ибо мир создан для определённой цели». Он показывал сыну красоту любви и служения людям. Он учил его говорить правду и жить чистой жизнью, и учил Инайята верить в Бога. Это учение «проникло в самые глубины существа Инайята. Это было так, как будто что-то, что было в его природе, проявилось на поверхности».
В 1896 году, сразу после четырнадцатилетия Инайята, умер Маула Бакхш. Потеря деда, такой магической личности, который так хорошо понимал Инайята, который был ему другом и в тоже время учителем, была сильным потрясением для Инайята. Эта «великая боль расставания пробудила его сердце к вопросу рождения и смерти».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев