Тропарь святителю Евтихию, архиепископу Константинопольскому , глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче Евтихи́е,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче Евтихий, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак святителю Евтихию, архиепископу Константинопольскому , глас 8
Боже́ственнаго ве́рно Евтихи́я вси пою́ще, лю́дие,/ любо́вию да ублажи́м, я́ко па́стыря вели́ка и служи́теля,/ и учи́теля прему́дра, и прогони́теля ересе́й,// мо́лит бо Го́спода о всех нас.
Перевод: Воистину святого Евтихия все воспевающе, люди, с любовью прославим, как пастыря великого, служителя и учителя премудрого и прогонителя ересей, так как он молит Господа обо всех нас.
Равноапостольному Мефодию, архиепископу Моравскому
Тропарь равноапостольному Мефодию, архиепископу Моравскому, глас 4
Святи́теля Твоего́, Христе́,/ творя́щим све́тло торжество́ успе́ния/ ми́лость Твою́ свы́ше пода́ждь,/ отве́рзи же Ца́рствия две́ри,/ разреши́ же у́зы на́ша мно́гих грехо́в/ хода́тайством свята́го Твоего́ ученика́,// отца́ на́шего.
Перевод: Служащим светло праздник памяти успения святителя Твоего, Христос, подай милость Твою свыше, открой двери Царствия Небесного, развяжи узы многих наших грехов ходатайством святого Твоего ученика, отца нашего.
Кондак равноапостольному Мефодию, архиепископу Моравскому, глас 2
Боже́ственна и ве́рна Мефо́дия/ вси́ воспои́м лю́дие, и любо́вию ублажи́м,/ я́ко па́стыря вели́каго слове́ном,/ служи́теля Тро́ицы че́стна,/ прогони́теля е́реси,// мо́лит бо ся о всех нас.
Перевод: Святого и преданного Богу Мефодия все люди восхвалим пением и с любовью прославим, как пастыря великого славян, почтенного служителя Троицы и прогонителя ереси, так как он молится обо всех нас.
Преподобноисповеднику Севастиану Карагандинскому
Тропарь преподобноисповеднику Севастиану Карагандинскому, глас 3
Тро́ицы Святы́я служи́телю,/ земны́й а́нгеле и небе́сне челове́че,/ духо́внаго О́птинскаго ста́рчества прее́мниче,/ Христо́в священнотаи́нниче и испове́дниче,/ Ду́ха Свята́го оби́тель всечестна́я,/ преподо́бне о́тче Севастиа́не, досточти́ме,/ испроси́ ми́рови ми́р// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Троицы Святой служитель, земной ангел и небесный человек, преемник духовного Оптинского старчества, исповедник, посвященный в Божественные тайны Христовы, почитаемая обитель Святого Духа, преподобный отче Севастиан, досточтимый, испроси мир для всего мира и душам нашим великую милость.
Молитва преподобноисповеднику Севастиану Карагандинскому
О, пречестна́я и свяще́нная главо́, благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, ста́рцев о́птинских учениче́ и прее́мниче, гра́да Караганды́ светле́йшее украше́ние, Казахстанския страны́ богодарова́нный моли́твенниче, Це́ркви Ру́сския па́стырю богопросла́вленный, си́рым и вдови́цам засту́пниче, немощны́х врачу́ безме́здный, пра́вило ве́ры и благоче́стия, преподо́бных сожи́телю и му́чеников соприча́стниче, богоно́сне о́тче на́ш Севастиа́не досточти́ме! К тебе́ усе́рдно прибега́я, моле́ние те́плое прино́сим: от сокро́вищницы твоея́ пода́ждь и на́шему убо́жеству; смире́нием твои́м на́шу горды́ню низложи́; безстра́стием на́ша стра́сти попали́; бо́дрствованием ле́ности на́вык от на́с отжени́; сле́зными то́ки на́ше нечу́вствие пробуди́; бде́нием от нераде́ния на́с возста́ви; моли́твами и в на́с пла́мень моли́твы возжги́; любо́вию на́с братолю́бны сотвори́; пода́ждь же на́м ду́х кро́тости и смире́ния, ду́х чистоты́ и благоче́стия; от страсте́й многонеду́жия на́с свободи́ и ко и́стинному покая́нию приведи́. Ты́ бо во уме́ твое́м непреста́нно име́л еси́ на Кресте́ Распя́вшагося за на́с Сы́на Бо́жия, Того́ сладча́йшее И́мя во уме́ и в се́рдце непреста́нно име́ти и на́с научи́, да любо́вию Тому́ пламене́я, стра́шный о́ный де́нь су́дный сре́тити угото́вимся, и в Ца́рствие Небе́сное вни́ти с тобо́ю сподо́бимся, сла́вити и воспева́ти Триеди́ную держа́ву Бо́га на́шего: Отца́ и Сы́на и Ду́ха Свята́го во ве́ки. Ами́нь.
В пятницу, св. Кресту
ТРОПАРЬ В ПЯТНИЦУ, св. Кресту, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод:
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
КОНДАК В ПЯТНИЦУ, св. Кресту, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод:
Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
....
Мысли свт. Феофана Затворника
Феофан
«Души праведных в руке Божией» (Прем.3:1).
А грешников души в чьей руке? Спаситель говорил апостолам, что сатана домогается сеять их, как пшеницу, то есть домогается сбить их с правого пути, взять в свои руки и делать с ними, что захочет. Потому все уклоняющиеся от Господа – в руках сатаны, и он сеет их и бросает, куда хочет.
Оттого у грешников голова постоянно и кружится, что враг, мотая ими туда и сюда, не дает им опомниться; даже как скоро заметит, что кто-нибудь начинает одумываться, еще сильнее начинает трясти его, чтобы опять помутилась голова и мысли рассеялись.
Притча дня
Любящее сердце
Студент из бедной семьи полюбил богатую девушку. Она пригласила его на свой день рождения – ей исполнилось двадцать лет.
По случаю такого праздника единственной дочери её родители позвали множество гостей – людей своего круга. Они пришли с дорогими подарками, как будто соревнуясь друг с другом – кто из них больше одарит именинницу. А что мог подарить бедный студент, кроме своего любящего сердца? Да только не в цене оно сегодня. Это же не бриллиантовая побрякушка – в дорогой футляр не упакуешь, и не деньги – в конверте не преподнесешь.
Что делать? Думал-думал студент и решил. Пришел он в дорогой магазин, спрашивает:
– Нет ли у вас разбитой вазы? Я бы купил недорого.
– Есть, можете взять.
– А сколько она стоит?
Стоила она какие-то пустяки, уцененный же товар. Студент попросил упаковать ее в красивую обертку и вышел из магазина с большим свертком – довольный и радостный.
Вечером, когда гости стали вручать подарки, студент подошёл к виновнице торжества и с теплыми словами протянул ей свёрток. Затем, неловко повернувшись, он как будто случайно выронил его. Свёрток упал на пол.
Присутствующие ахнули, а расстроенная именинница, подняв подарок, стала разворачивать его. И – о, ужас! – услужливый продавец завернул каждую часть разбитой вазы отдельно! Гости возмущенно зашумели, а молодой человек с позором бежал.
И только чистой душе девушки эти кусочки показались дороже всех даров. За ними она увидела любящее сердце.
Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь! и для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои. (Иер.2:33)
..........
Шестой день.
Поучение 1-е. Св. Мефодий, архиепископ Моравский.
(Заслуги для славян св. братьев Кирилла и Мефодия).
I. Св. равноапостольный Мефодий, память коего совершается ныне, вместе с братом своим Кириллом (память его 14 Февр.), был учителем славян, к племени которых принадлежим и мы, русские, в христианской вере. Он происходил от знатной фамилии в г. Солуни. Получив образование в родном городе, он был правителем одной славянской области в Македонии. Но сердце его не лежало к миру и его тщетным удовольствиям. После 10 лет службы он удалился в Полихрониев монастырь на горе Олимпе, куда вскоре прибыл брат его св. Константин. В 857 г. оба брата были вызваны на проповедь славянам. Для того, чтобы успешнее совершить это великое и св. дело, св. братья составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги и впервые ввели у славян богослужение на их родном языке. По наветам немецких епископов св. братья вызваны были в Рим, как проповедники Евангелия на славянском языке, тогда как, по мнению тех, слово Божие должно читать только на тех трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Христовом. Папа Адриан оправдал свв. братьев. Св. Кирилл вследствие непрестанных изнурительных трудов сильно занемог в Риме и вскоре здесь и скончался, а св. Мефодий был возведен в сан архиепископа Паннонии или Моравии и возвратился к своей пастве, где и служил просвещению славян до конца жизни. Он скончался в 885 году.
II. В день памяти св. равноапостольного Мефодия, с которым неразлучно и приснопамятное имя брата его Кирилла, побеседуем о заслугах свв. братьев для славян, и в том числе и нас русских, принадлежащих к славянскому племени.
а) Святые братья Кирилл и Мефодий первые проповедывали христианскую веру нашим предкам славянам на их родном славянском языке; они первые передали им слово Божие и научили их совершать службы церковные на родном, понятном, славянском языке, тогда как другие западные проповедники христианства того времени учили славян молиться на чуждых, непонятных славянам языках, утверждая при этом, что можно славить Бога только на трех языках – еврейском, греческом и латинском. «И ради быша словене слышати величия Божия на своем языке», замечает древнейший летописец славян.
Да и как было им не радоваться? Доселе как будто скрывали от них святую правду, передавая ее чуждою, непонятною речью; а теперь святая правда засияла пред ними, подобно вышедшим из-за тучи лучам солнечным. Больно и обидно было славянину, когда заставляли его выслушивать и заучивать то, чего он не понимал, и когда при этом уверяли его, что его речь дикая, варварская, что ею не следует и молиться, и передавать слов Божиих. Такая обида славянскому роду отчасти продолжается и доселе на западе. Вот, мы, православные христиане, приходим в наши православные храмы; все тут для нас понятно, так как и чтение, и пение здесь на понятном нам родном славянском языке; присутствующий со вниманием в нашем храме какую чувствует отраду от святых, понятных для него и поучительных, слов! Не то бывает в храмах католических. Службы церковные здесь совершаются, как известно, на латинском языке. Видим мы, что почти все присутствующие здесь – и поляки, и русские (славяне) не знают этого языка; и что же им остается здесь делать? Или слушать, и ничего не понимать, или же молиться своими молитвами, какие кто знает. Вот почему в католических храмах грамотные во время богослужения стоят с молитвенниками в руках и по ним молятся; и выходит так: священник у них молится об одном, а каждый из мирян о своем; и молитвы едиными усты и единым сердцем в их храмах никогда не бывает, как бывает в наших православных храмах. А неграмотному и незнающему наизусть молитв и стоять было бы скучно в их храмах, если бы не ввели тут музыки, которая хотя отчасти занимает и развлекает внимание присутствующих. Благодарение же Богу! Слава и вам, святые первоучители славянские, Кирилл и Мефодий, что вы, с древних предков наших славян, научили нас святой вере и святому богослужению на понятном нам нашем родном, славянском языке, возвеличили таким образом нашу славянскую речь и наш славянский род!
б) Но заслуга святых братьев первоучителей наших Кирилла и Мефодия еще в другом. Мало передавать святую истину устами; ее будут знать только те, которые ее услышат из уст говорящаго. Правда, и слышащие могут передавать ее другим не слушающим, а эти третьим и т. д. Но слова, передаваемые устно, как вы сами знаете, от времени до времени теряются и искажаются; гораздо лучше, когда эти слова начертываются и передаются в письмени. Славянская речь не имела письмен до святых братьев Кирилла и Мефодия. «Проповедывать устно Христову веру, говорили святые братья в свое время, все равно, что писать на песке». И вот они задумали дать славянским народам, у которых не было еще азбуки, слово Божие в письменах. К этому великому делу они готовились молитвою и сорокадневным постом, и Господь благословил их труд полным успехом. Когда славянская азбука была готова, Константин (в иночестве Кирилл) написал славянскими буквами, по словам предания, первыми следующия слова св. евангелиста Иоанна Богослова: «вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово», и за тем уже продолжал перевод всего св. Евангелия. С какою радостию был приветствуем первый написанный славянскою речью труд святых братьев! В Царьграде, в присутствии самого императора (в 863 году), был отслужен торжественно благодарственный молебен за такой безценный дар Божий. Отпуская затем свв. братьев Кирилла и Мефодия в славянские земли для евангельской проповеди, император греческий так писал одному славянскому князю – Ростиславу моравскому: «Бог, повелевающий всякому уразуметь истину, сотворил великое дело, явив письмена на вашем языке. Мы посылаем к тебе того самого честного мужа, чрез которого Господь явил сии письмена, философа благоверного и весьма книжнаго. Он несет тебе дар честнее всякого золота и камней драгоценных. Помогай ему утвердить вашу речь и взыщи Бога, не ленясь ни на какой подвиг; тогда и ты, приведя своих в Божий разум, восприимешь награду в сем веце и в будущем». И пошли святые братья в славянские земли и щедро тут сеяли слово Божие, передавая его и устно, и в письме. «Услышьте, славяне, все слово, иже от Бога прииде, – слово, еже кормит души человеческия, – слово, еже крепит сердца и умы, взывал мудрый Константин ко всему славянскому роду. Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит. Отверзите прилежно уму двери, оружие приимите твердое, еже куют книги Господни. В буквах мудрость Христова является, которая души ваши укрепит. Поймите своим умом, да не ум имея неразумен, на чуждом слышите слово, как голос медной трубы звенящее. Без света нет радости оку видеть творение Божие; так и всякой душе бессловесной, неведящей Божьяго закона... Душа безбуковная мертвая является в человеке».
Из этих приведенных мною слов св. Кирилла, я прошу вас, бр., обратить особенное внимание на его последния слова: «душа безбуковная мертвая является в человеке», т. е. что неграмотный человек похож на мертваго. И разве не так на самом деле? Мертвый хотя и смотрит потухшими, полуоткрытыми глазами на мир Божий, но ничего в нем не видит, ничего не понимает; подобным образом и неграмотный человек смотрит на книги, переворачивает в них лист за листом, но ничего в них не видит, ничего не понимает; многого он не понимает и из мира Божия и из других дел человеческих, о чем могли бы сказать ему книги, если бы он умел их прочесть. Неграмотный человек, подобно мертвому, как бы не существует для других, которые находятся вдали от него, которые жили прежде его и которые будут жить потом, тогда как грамотный чрез грамоту и с дальними переговаривается, и прежде живших слушает чрез оставленные ими писания, и будущим поколениям говорит чрез свои писания. Не грамотный человек не умеет славить Бога и Ему угождать, как следует, не может читать слово Божие, творения св. отцев и учителей церкви и многия душеполезные книги.
III. Братие мои! если уже вам самим, т. е. некоторым из вас, не судил Господь быть грамотными, то хоть детей своих не оставляйте безбуковными, прошу вас. И святые Кирилл и Мефодий умоляют вас об этом с того света. Аминь. (Сост. по проповед. прилож. к «Рук. для с. паст.» за 1885 г., апрель).
.......
Да, вера в Господа — дар, талант. Разного калибра. Как в искусстве. Малый талант — малое искусство. Вера — самое величайшее искусство. И, конечно, это искусство Богопознания никакими философиями не приобретешь. Но всегда предел: поскольку даровано. Почему так, одному — два, другому — пять? Так назначено… Но как петуху не петь соловьем, так и „обойденному“ — не стать верующим, а лишь касаться сего, тереться у стен церкви… и взывать. Вот откуда редкость явления истинно Святых. Как гениев в искусствах… Для веры нужен особый дар — вообразительное сердце, не просто воображение»
Иван Шмелёв. Из "Переписки двух Иванов".
Нестеров Михаил Васильевич Святая Русь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев