Есть на земле «нечистые места». Одно из них «в пустыне межю Ляхы и Чехы»,
где «испроверже злh животъ свой» Святополк Окаянный, от могилы которого
и «до сего дне» исходит «смрадъ золъ». Другое такое место – «пустыня
Етривьскыя», находящаяся «межю встокомь и сhвером», откуда исходят
«нечистые народы»: «торкмене, и печенhзи, торци, половци».
Гора также может использоваться для изоляции опасного: Александр Македонский «заклепал» в горах «нечистые народы», которые освободятся в «последние дни»
(См.: С. 167–168).
Пустыня, степь – не вполне человеческий мир, там действуют иные законы, там человек еще тесно связан со зверем. Половецкий хан Боняк перед боемс венграми в полночь «отъhха от вой, и поча выти волчьскы, и волкъ отвыся
ему, и начаша волци выти мнози».
Вой волков предвестил хану военную
удачу. В этой сцене нельзя не увидеть проявления все еще живого тотемизма:
мир Боняка наквозь мифологичен.
Мурьянов М.Ф. Время (понятие и слово): К 600-летию Лаврентьевской летописи //Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки: в 2 ч. Ч. I. – СПб., 2007.
С. 31 7–31 8.
Рыбаков Б.А. Древняя Русь. С. 234.
А .А .Шайкин
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
история и поэтика
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2